Мы в соцсетях: Контакте

Нормативные акты



Сборник информационно-методических материалов по патриотическому воспитанию.




«Муса Джалиль: свет и тени прошлого»
Вечер памяти.

 

2 чтец: Джалиль приступил к организации подпольных групп. Для подпольной работы в легионе ему нужны были надежные помощники.
Выбрали 13 человек. Ни один из них не был профессиональным артистом. Гайнан - учитель, Абдулла - старший политрук, Хасанов - преподаватель, Мичурин - юрист.
Из этих людей в Едлино и был создан так называемый культвзвод, или капелла. Режиссером ее назначили Гайнана.
В конце июля 1943 года М.Джалиль приехал в Радом, где готовился план вооруженного выступления.


3 чтец: Разрозненные группы надо было собрать в единый «кулак». В Берлине свою поездку Муса объяснил тем, что нужно готовить постановку музыкальной комедии «Шурале», которую он написал. Действительно, члены капеллы распределили роли, начали репетировать музыкальную комедию, а тем временем вели подготовку к решающим действиям.
Восстание в легионе намечалось через несколько дней - на 14 августа. Однако им не суждено было выступить. 10 августа Муса неожиданно исчез.


4 чтец: Он был отправлен из крепости Демблин в специальный лагерь Вустрау, расположенный неподалеку от Берлина. Один из участников подпольной работы - Галим Батихов вспоминает о первых днях пребывания Мусы в Берлине. По его словам, дело обстояло так. Вскоре после перевода М.Джалиля из лагеря Вустрау в Берлин подпольщики собрались на Хавельштрассе якобы на вечеринку, посвященную приезду Мусы. Здесь были Джалиль, Батихов, Алишев и Симаев. Говорили о тактике работы в подполье. Муса предложил свой план. Он заключался в следующем: прежде всего надо постараться обезвредить фашистскую газету «Идель-Урал». Ее надо сделать беззубой, скучной и аполитичной.
В противовес фашистской газетке он предлагал наладить выпуск подпольных листовок.


5 чтец: Ахмет Симаев взялся организовать слушание радиопередач из Москвы, чтобы получать информацию о положении на фронтах. Симаев работал в радиостудии комитета и мечтал при удобном случае проникнуть к микрофону, чтобы выступить по радио с антифашистской речью. Подпольщики говорили о том, что надо связаться с советскими людьми, привезенными на работу в Германию.


1 чтец: Подпольная группа существовала до середины 1943 года. В результате предательской деятельности проникшего в организацию провокатора, руководящая группа подпольщиков была арестована.
Берлинскую подпольную группу арестовали в августе 1943 года. Кроме Мусы, в нее входили Ахмет Симаев, Абдулла Алишев, Фуат Булатов, Гариф Шабаев. Внезапный налет гестапо застал подпольщиков в редакции «Идель-Урал», когда подпольщики, настроив приемник, начали слушать и записывать сводку советского информбюро.


Ведущий: Всю группу направили в тюрьму Моабит, оттуда несколько раз их возили на допросы в гестапо. Следствие, как рассказывал Симаев, длилось больше полугода. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту руку, отбили почки. Тело исполосовали резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом, - своим творчеством.
Судил их Верховный имперский суд в Дрездене Прокурор в своей обвинительной речи говорил о подрывной деятельности подпольщиков против германского рейха. Он потребовал вынести смертный приговор всем подсудимым. Защитник, назначенный без ведома подсудимых, просил только заменить смертную казнь пожизненной каторгой.
С последним словом от имени подсудимых выступил Муса Джалиль. Он говорил, что преступление совершают не они, советские люди, оказавшиеся на скамье подсудимых, а клика Гитлера. Фашисты ответят за свои преступления!» - бросил Джалиль своим судьям.

 

Нет, врешь, палач, не стану на колени!
Хоть брось взастенок, хоть продай в рабы!
Умру я стоя, не прося прощенья,
Хоть голову мне топором руби!


2 чтец: Единственно, о чем просили осужденные, чтобы на Родине узнали, что они приговорены к смерти, и за что они погибли, и что они до конца своей жизни остались верны своему народу. Это было заветное желание Джалиля и его друзей.
В поэтическом сборнике Джалиля до нас дошло стихотворение поэта, посвященное фашистскому суду - «В день суда».


3 чтец:

В день суда нас вывели из камер,
Выстроили на пустом плацу.
Солнцу этот суд не по нутру...
Холодно, одни босые ноги
Чувствуют сырой земли тепло.
Мать-земля за сыновей в тревоге,
Греет нас и дышит тяжело.
Не горюй, земля, - не задрожим мы
До тех пор, пока ты носишь нас,
Именем страны, которой живы,
Поклянемся мы и в смертный час.

 

4 чтец: «Весть о смерти Мусы и его сподвижников я услышал от Усмана муллы. Тогда я не расспросил подробно. Решил разузнать при удобном случае... Их арест сильно обеспокоил меня. Арест по политическому обвинению, да еще в военное время в любой стране опасен. Ни одно государство не потерпит акцию, направленную против него. Вот поэтому положение Мусы и тех, кто с ним, будет нелегким, подумал я. Так оно и случилось. Во время расстрела Мусы и его группы присутствовал и я в качестве мусульманского муллы. 25 августа около 11 часов я вместе с попом вошел к смертникам-татарам... Когда я вошел, все подняли головы и посмотрели на меня, но было видно, что со мной не хотят говорить...


5 чтец: Видеть их последние минуты было безгранично горько. Глядя на них, я задрожал... Я подходил поочередно к каждому и протягивал Коран. Все кладя руку, говорили «Прощение, прощение». В последнюю очередь я подошел к Мусе. Муса, протянув руку к Корану, прошептал: «Простите, знать судьба, судьба. Не ждали мы, что нас убьют».
Об этом поведал Усман Гани Мулла.


1 чтец: 23 апреля 1945 года 79-й стрелковый корпус Советской армии, наступавший в направлении рейхстага, вышел на рубеж берлинских улиц. Впереди сквозь дым разрывов показалась тюрьма Моабит. Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было. Лишь ветер носил по двору мусор, обрывки бумаги. На чистой страничке одной из них кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на Родину пришла весть о подвиге Джалиля.


Ведущий: Светлое имя поэта осталось навечно в памяти людской, его имя носят театр, улицы и проспекты, государственная премия, школы и районный центр Татарстана. В 1966 году на площади Первого Мая в Казани поставлен памятник легендарному поэту, а 9 мая 1985 года торжественно открыт Мемориальный комплекс Мусы Джалиля в Набережных Челнах в одном из красивейших скверов на проспекте Мусы Джалиля.
Каждый год 25 августа в Казани у памятника Мусе Джалилю проводятся митинги, посвященные гибели поэта и десяти его товарищей по подпольной организации. В 1994 году состоялась церемония открытия мемориального комплекса - десяти бронзовых барельефов соратников Джалиля. Автор барельефов - выдающийся скульптор Владимир Цигаль. Барельефы придали скульптурному ансамблю не только художественную, но и смысловую законченность, ибо ничто так не придавало Джалилю силы духа, как сознание того, что он не одинок в своей борьбе.


2 чтец: В 1996 году на Казанском экспериментально-производственном заводе «ВКНИИВОЛТ» отлили памятник поэту-герою Мусе Джалилю. Авторский замысел принадлежит московскому скульптору, вице-президенту Всемирной ассоциации татарских художников К.Замитову. Бронзовый памятник весом в 2 тонны отправился на родину поэта - в Оренбург. Комитетом по Республиканской премии каждые 2 года объявляется конкурс на соискание премии имени Мусы Джалиля. Здесь выдвигаются отдельные авторы в возрасте до 30 лет, молодежные коллективы, а также отдельные авторы старше 30 лет, работающие для молодежи или с молодежью. На конкурс представляются работы в области литературы, изобразительного, музыкального, хореографического, театрального, циркового, киноискусства - в виде сценариев, нотного материала, аудиовидеозаписей, фильмов, фотографий, репродукций и другого иллюстрированного материала в области журналистики - статьи, телепередачи в средствах массовой информации. Также в области науки, производства и предпринимательства; в области образования; в области общественной деятельности.

          1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6          
         
         
Раздел 1. Информационные материалы.
  Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  Патриотизм и патриотическое воспитание.
  Основы организации работы по патриотическому воспитанию.
  Информация министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан о ходе реализации республиканской комплексной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 г.»
  Отчет о «Марше Памяти-2004».
  О проведении в рамках всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», посвященного 60-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., республиканского фестиваля «Салют Победы».
  Приложение № 1. Порядок и условия проведения фестиваля.
  Приложение № 2.
Раздел 2. Методические материалы по организации мероприятий.
  Программа детского оздоровительного палаточного военно-патриотического лагеря
«Поиск-2004».
  «Носите ордена и в праздники, и в будни…»
«Муса Джалиль: свет и тени прошлого»
  «Болошки»
  «Долина Смерти»
  «Свечи»
  «Память о войне»
  «Стихи, рожденные войной...»
  «Никто не забыт...»
  «Солдатские матери».