Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019



Новости 2019 г.



ПОИСКОВИКИ ТАТАРСТАНА ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ОЧЕРЕДНОЙ АВИАЦИОННОЙ ПОИСКОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ


Поисковая экспедиция проходила с 15 по 22 сентября 2019 года в Тосненском районе Ленинградской области в рамках трех проектов авиационной направленности: «Небо Родины» ООД «Поисковое движение России», «Крылья Татарстана» и «Имена из солдатских медальонов - авиаторы» РОМО «Объединение «Отечество» РТ.

Целью экспедиции было обследование места падения самолета Пе-2 и по возможности эвакуации из труднодоступного лесного массива обломков и фрагментов самолета, которые возможно использовать в реставрации.

История обнаружения этого самолета уходит в далекий 1967 год, когда при прокладке трассы узкоколейной железной дороги один их работников лесозаготовительного цеха Тосненского леспромхоза наткнулся в лесу на обломки самолета. Тогда рабочими были обнаружены и останки одного из членов экипажа самолета. У погибшего был обнаружен орден «Красного Знамени», гвардейский значок, пистолет ТТ, в кармане кожаной куртки истлевшие бумаги. Погибшим оказался штурман звена 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант Подуто Федор Андреевич. 7 мая 1967 года останки штурмана были захоронены в пос. Радофинниково Тосненского района Ленинградской области.

Но к сожалению, о точном местонахождении этого самолета никто не помнил. И вот благодаря поисковикам тосненских отрядов «Беркут» (г.Никольское) и «Ягуар» (п.Нурма) удалось точно определить место падения самолета.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

В проведенной в настоящее время экспедиции помимо казанских поисковиков приняли активное участие поисковые отряды, сформированные из курсантов и преподавателей Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П.Бугаева (Военно-патриотический клуб «Сокол», руководитель начальник военной кафедры Ильгизар Хаертдинов) и Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (п/о «Радар», руководитель Павел Игнатьев).

В течении нескольких дней поисковики и курсанты на своих плечах выносили к дороге, а затем транспортировали на вездеходе обломки и фрагменты самолета. На месте падения самолета удалось обнаружить еще несколько продублированных номеров самолета и моторов, которые в очередной раз подтвердили историю гибели самолета и судьбу членов экипажа.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

В журнале боевых действий 4 гв.БАП за 23 октября 1942 года записано:

«…Задача - в течение дня одиночными самолетовылетами Пе-2 вести разведку с задачей установить интенсивность и характер движения войск по шоссейным и железным дорогам… Экипаж: гвардии капитан Хижняк, гвардии старший лейтенант Подуто, стрелок-радист Касьян, вылетевшие на разведку войск противника в районе: Шапки – Тосно – Сиверская – Луга - Новгород с боевого задания не вернулись…».

Экипаж: гвардии капитан Хижняк, гвардии старший лейтенант Подуто, стрелок-радист Касьян. 
«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

Хижняк В.Н., Подуто Ф.А., Касьян Б.А.

Как выяснилось при проведении архивно-исследовательской работы с документами архива летчик самолета – заместитель командира АЭ гвардии капитан Владимир Николаевич Хижняк смог выпрыгнуть с парашютом, спустя семь дней (30 октября 1942 года) он тяжело раненным попал в плен при попытке перейти линию фронта в районе Чудово. Потом были как минимум пять фашистских лагерей, где Владимир Николаевич был одним из участников сопротивления. К сожалению, 7 апреля 1944 года при очередной попытке к бегству из лагеря мужественный летчик был расстрелян. Похоронен В.Н.Хижняк в г.Нюрнберг, Германия.

Воздушному стрелку-радисту самолета, гвардии сержанту Борису Александровичу Касьяну тоже удалось спастись на парашюте. Спустя 6 дней скитаний по тылам противника, он смог переплыть ночью реку Волхов в районе печально знаменитого Мясного Бора и выйти к своим. По прибытию в полк, Б.А. Касьян был награжден медалью «За отвагу», так как именно в этом неравном воздушном бою, когда их самолет выполнял разведывательное задание, он смог сбить один самолет противника. Впоследствии Борис Александрович прямо в полку прошел курс обучения штурманскому ремеслу и в июне 1944 года уже летал на боевые задания в качестве штурмана самолета. Войну закончил в звании гвардии младшего лейтенанта, награжденный орденами «Красного Знамени», «Отечественной войны 1 степени» и медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией».

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

Кроме работ, проведенных по эвакуации с места падения обломков и фрагментов самолета, поисковики смогли облететь на вертолете и провести разведку еще двух мест падений самолетов, где поисковые работы по их подъему будут запланированы в скором времени. Эта возможность, была предоставлена благодаря руководству вертолетного центра «Хели-драйв».

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

«Крылья Татарстана». Ленинградская область. 2019 г.

Поисковики выражают искрению благодарность генеральному директору вертолетного центра «Хели-драйв» Ивану Борисовичу Яценко и генеральному директору ПАО «Татнефть» Наилю Ульфатовичу Маганову за оказанную помощь в подготовке, оснащении и организации экспедиции.

Репортаж телекомпании ЛенТВ24: Сбитый в войну самолет Пе-2 по частям поднимают под Любанью.

«Крылья Татарстана» - это проект по восстановлению самолета Пе-2 из фрагментов и обломков погибших в Великую Отечественную войну настоящих боевых машин. Он выполняется при поддержке Правительства Республики Татарстан.

«Имена из солдатских медальонов - авиаторы» - это проект по подготовке и изданию специального выпуска "Авиация" продолжающегося многотомного издания «Имена из солдатских медальонов». В задачи проекта в частности входит работа на местности по установлению мест гибели советских самолетов и имен погибших экипажей. Проект выполняется с использованием гранта в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».



Наверх