Мы в соцсетях: Контакте

Нормативные акты



Документы Министерства Образования Российской Федерации




ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ от 9 июня 1994 г. Н9 59-М

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С

УЧАЩИМИСЯ

 

Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Даже в сложных социально-экономических условиях, сложившихся в настоящее время в стране, она остается одной из стабильных и перспективных, о чем свидетельствует факт роста сети центров и станции юных туристов, детских туристских баз.

 

В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. В Российской Федерации развертывается туристско-краеведческое движение «Отечество», которое базируется на многолетнем опыте поисково-исследовательской и собирательской деятельности. Органам и учреждениям системы образования в этот сложный период необходимо сохранить бесценный опьп организации школьных музеев разных профилей туристских объединен и и учащихся, изыскать различные, в том числе финансовые возможности для дальнейшего развития школьного краеведения. В этих целях следует активнее использовать новую должность «педагог-организатор».

 

Практика работы центров и станций юных туристов показывает, что в настоящее время наиболее эффективной формой организации турисско-краеведческой деятельности учащихся являются полевые туристские лагеря, которые требуют минимальных экономических затрат и дают высокий педагогический эффект. Туристские полевые лагеря способствуют не только сохранению состава детских объединений, но и решению вопросов продолжения учебного процесса, подготовки детского туристского и краеведческого актива, обмену опытом работы педагогов, повышению их квалификации. Рекомендуем шире развивать сеть полевых профильных лагерей по видам туризма и направлениям краеведческой деятельности (истории, этнографии, экологии, археологии и др.), используя имеющийся опыт работы, кадровый потенциал, материальную базу центров и станций юных туристов. К их организации целесообразно привлекать взрослый туристский актив, туристские клубы. Прием в эти лагеря может осуществляться по путевкам органов управления образованием, центров и станций юных туристов, реализуемых по месту работы родителей.

 

Необходимо усилить внимание к работе детских туристских баз, обеспечению их постоянной загрузки в соответствии с профилем деятельности. Это возможно при условии тесного взаимодействия станций юных туристов, обеспечивающих содержание деятельности учащихся и баз, предоставляющих финансовые и материальные возможности для реализации образовательных программ. Целесообразно рассмотреть вопрос выделения используемых не в полной мере помещений, принадлежащих системе образования, станциям и центрам юных туристов под организацию туристских баз.

 

Сложившаяся практика проведения комплексных экскурсий по предметам школьной программы в учебное время должна быть продолжена, особенно для учащихся сельских школ. Помимо экскурсионной программы целесообразно предусматривать учебную работу в компьютерных классах, посещение промышленных предприятий. В жестких экономических условиях, когда многие школьники не имеют возможности совершать дальние экскурсии, могут осуществляться программы, ориентированные на изучение родного края, исторического и культурного наследия своего региона.

 

Рекомендуем эффективнее использовать в этих целях материальную базу образовательных учреждений всех типов. Встречаются случаи, когда директора учреждений образования отказывают туристским группам в ночлеге, что недопустимо. Руководителям образовательных учреждений рекомендуется устанавливать прямые контакты между учреждениями на договорной основе с целью открытия временных лагерей и баз на условиях прямого обмена, что позволит значительно сократить расходы.

 

В связи с распадом системы взрослого самодеятельного туризма теряются складывавшиеся десятилетиями формы работы, которые успешно использовались в детско-юношеском туризме. Это прежде всего подготовка общественных туристских кадров: туристских организаторов, инструкторов туризма, тренеров по туризму и других. Необходимо принять все меры по сохранению системы подготовки общественных туристских кадров и использованию их потенциала. Центрам и станциям юных туристов при активной помощи структур повышения квалификации педагогических кадров нужно продолжить работу по подготовке инструкторов по туризму, организаторов, созданию лицейских классов для профессиональной ориентации старших школьников.


В последние годы в систему детского туризма пришли многие работники туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям, общественный туристский актив.

 

Как правило, они имеют большой туристский опыт, однако, в большинстве своем, не имеют педагогического образования и стажа, что сказывается при установлении им разряда по оплате труда. При проведении аттестации работников станций, центров юных туристов, туристок» баз необходимо принимать во внимание профессиональную подготовку, туристские звания и разряды. Министерство рекомендует направлять этих специалистов на курсы повышения квалификации, оказывать им помощь в получении высшего педагогического образования. Рекомендуем в этой работе использовать опыт Центра детско-юношеского туризма Министерства образования Российской Федерации и Московского государственного открытого педагогического института по заочному обучению на платной основе работников станций юных туристов по специальности «Социальная педагогика» (специализация, «туризм и краеведение»), оплачивая их обучение за счет заинтересованных организаций I учреждений.

 

Для обеспечения безопасности проводимы туристско-краеведческих мероприятий важны» является вопрос организации и работы маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) органов управления образованием, которые необходимо создать при каждой станции юных туристов. Полномочия МКК будет давать Республиканская маршрутно-квалификационная комиссия, работающая при Центре детско-юношеского туризма! Министерства образования Российской Федерации. Категорийные походы с учащимися должны совершаться только после рассмотрения заявленных в МКК документов. Все туристские мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций, экскурсии, (путешествий) с учащимися, воспитанника-! ми и студентами Российской Федерации», введенной в действие приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.92 № 293.

 

Центрам и станциям юных туристов рекомен-1 дуется установить тесные контакты с территориальными поисково-спасательными службами и' отрядами Министерства Российской Федерации' по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, преобразованными из туристской контрольно-спасательной службы. Необходимо разработать планы совместной деятельности, профессиональной подготовки работников детского туризма по проведению профилактических и спасательных работ, подготовке юных спасателей из числа учащихся.

 

Заместитель Министра А. Г. А СМОЛОВ

                     
         
         
  Приказ Минобразования России от 18 октября 1999 г. О реализации решения коллегии от 28.09.99 № 19.
  Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.
  Приказ Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности.
  Инструктивное письмо № 06-9ин/28-06 от 25.10.99. О военно-патриотическом воспитании молодежи.
  Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий.
Письмо Минобразования России от 9 июня 1994 г. 59-М. Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися.
  Письмо министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 г. О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
  Письмо Госкоммолодежи России, Минобразования России, Госкомспорта и туризма России от 12 марта 1996 г. О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан.
  Письмо минобороны России, минобразования России, госкоммолодежи России, ГКФТ России N9 01Р/249 от 23 июня 1997г. Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.
  Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи.
  Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество".
  Примерное положение о профильном лагере (школе) учащихся. Приложение к приказу Госкомобразования СССР от 14 мая 1991 г. № 226.
  Положение о значке "Юный турист".
  Приказ Минобразования России от 28 апреля 1995 г. № 223. Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха.
  Письмо Минобразования России от 30.08.96 г. № 15-т. По системе оплаты труда руководителей детских объединений.