Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020



Новости 2020 г.



РАБОТА В ЦАМО РФ. УСТАНОВЛЕНЫ ИМЕНА ЛЕТЧИКОВ.


В период с 10 по 21 февраля 2020 года поисковики Татарстана провели архивно-исследовательскую работу в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации.

РОМО «Объединение «Отечество» РТ. Работа в читальном зале ЦАМО РФ. 2020 г.


По возможности, такие работы специалисты Всероссийского информационно-поискового центра проводят ежегодно. В результате этих работ удается ознакомиться с огромным массивом архивной информации, которая в настоящее время еще не опубликована на сайтах Министерства обороны Российской Федерации, таких как Обобщенная база данных «Мемориал», «Подвиг Народа» и «Память Народа». К сожалению, работа по оцифровке архивных документов, проводимая корпорацией «ЭЛАР», имеет несколько узкий характер, так как охватывает только оперативные документы воинских формирований различных уровней. Кроме этого, многие архивные документы, которые уже оцифрованы корпорацией, до сих пор не выставлены для общего пользования. Так и в это раз, работая с документами воинских частей поисковики видели, что заказанные ими дела уже сканированы (на это указывает приклеенный к архивному делу штрих-код), но проверив указанное дело по вышеназванным базам данным Министерства обороны размещенным в Интернете эти дела найдены не были.

Поэтому «живая» работа с архивными документами остается очень актуальной. Тем более, как известно, в планах Министерства обороны не планируется оцифровывать документы технических служб. Но именно эти документы, хранят в себе ту уникальную информацию, которая дает возможность вернуть из безвестности имена пропавших без вести воинов. Особенно это касается авиации. Всем известно, что ранее, и сейчас, большинство имен погибших летчиков и других членов экипажей удается установить по заводским номерам самолетов и моторов, которые удается обнаружить на обломках боевых машин при проведении поисковых работ.

К сожалению, даже в исследовательской работе не все проходит без сложностей. Так, многие документы (даже чисто технические, такие как Акты расследования боевых потерь, катастроф и других происшествий) остаются до сих пор секретными. Процесс рассекречивания идет, но идет очень медленно.

В этот раз результатом работы по авиационной тематике стало исследование определенного массива информации по 7-й Воздушной армии Карельского фронта и полкам, которые в нее входили, 2-го гвардейского истребительного авиационного корпуса ПВО города Ленинграда, 53-й авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия, фондов Главного Управления ВВС Красной Армии (инженерно-технической службы).

Кроме пополнения базы данных по номерам самолетов, моторов и обстоятельств гибели летно-подъемного состава ВВС Красной Армии, специалистам ВИПЦ удалось установить имена некоторых летчиков, места падения самолетов которых были обнаружены поисковиками в Ленинградской и Мурманской областях.

Так, в период осени 2019 года мобильной поисковой группой Владимира Алексеевича Бровко (г.Санкт-Петербург, входит отдельным подразделением в состав поискового отряда «Беркут» г.Никольское Тосненского района Ленинградской области) в Кандалакшском районе Мурманской области были обследованы места падений нескольких советских самолетов.

Одним из таких объектов было место падения самолета Як-9т в районе озера Суонима-Ярви. В обломках самолета поисковикам удалось обнаружить номер мотора самолета М-105пф № 049-42. Останки летчика обнаружены не были.

Номер мотора М-105пф № 049-42 самолета младшего лейтенанта В.И.Дворянинова.


В результате проведенных архивно-исследовательских работ выявлено, что мотор М-105пф № 049-42 был установлен на самолете Як-9т № 0915346 и находился в составе 195-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й ВА. Данный самолет (с этим мотором) не вернулся с боевого задания 7 сентября 1944 года. В этот день, летчикам полка была поставлена задача на вылет и проведения «свободной охоты» в районе от Куолоярви в направлении на Разъезд № 7. Пилотировал данный самолет, командир звена младший лейтенант Виктор Иванович ДВОРЯНИНОВ. Во время выполнения боевого задания наши летчики атаковали вражеский железнодорожный эшелон. Во время штурмовки самолет Дворянинова был подбит зенитной артиллерией противника из района Алакуртти. Подбитый самолет загорелся, летчик, дотянув до района оз. Суонима-Ярви, выбросился на парашюте, самолет горящим упал в лес. Летчик пропал без вести. В часть не вернулся.

Младший лейтенант Дворянинов Виктор Иванович.

Младший лейтенант Дворянинов Виктор Иванович.

Родился Виктор Иванович ДВОРЯНИНОВ 7 марта 1922 года в г.Владимир, его родители отец Иван Акимович и мать Александра Владимировна проживали по адресу: РСФСР, Ивановская (в настоящее время Владимирская) область, Киржачский район, ст.Санино, Санинское лесничество. Окончил 7 классов школы в городе Орехово-Зуево Московской области. Работал чертежником на заводе № 8 имени Калинина. Воспитанник Мытищинского аэроклуба. 3 сентября 1940 года поступил курсантом в Качинскую военную авиационную школу летчиков. После окончания обучения 6 апреля 1942 года с присвоением воинского звания сержант убыл в распоряжение командующего ВВС Карельского фронта. В июле 1942 года зачислен в состав 435-го истребительного авиационного полка. С 4 января 1943 года летчик 195-го истребительного авиационного полка. 4 мая 1943 года присвоено очередное воинское звание младший лейтенант. С 21 июля 1943 года переведен на должность старшего летчика. А очередное воинское звание было присвоено 27 сентября 1944 года – через 20 дней после того, как Виктор Иванович Дворянинов не вернулся с боевого задания…

Еще одно место падения самолета было обнаружено в районе пос. Алакуртти в сторону государственной границы. Там поисковики нашли обломки самолета Ил-2. Среди обломков, на дюралевом лючке был обнаружен сокращенный номер самолета: 3764 и на одном из поршней найден номер мотора АМ-38ф № 245218.

Номер самолета Ил-2: 3764.

Обломки самолета Ил-2.


В результате архивно-исследовательской работы было установлено, что самолет с данными номерами был в составе 839-го штурмового авиационного полка 260-й смешанной авиационной дивизии 7-й ВА. В акте расследования боевой потери данного самолета было записано: «…9 сентября 1944 года при атаке разъезда № 9 самолет Ил-2 № 1873764 подбит зенитной артиллерией противника, после чего пошел со снижением в северном направлении и врезался в сопку…». В экипаж данного самолета входили: летчик, младший лейтенант ВОДЯНИКОВ Виктор Григорьевич и воздушный стрелок, сержант (старший сержант) КОЗЛОВ Александр (Алексей) Иванович. Здесь следует отметить, что данный экипаж значится похороненным в братской могиле на кладбище в д.Федосеевка (н.п. Белое Море, бывшие Старые Проливы) Кандалакшского района Мурманской области, там, где в годы войны располагался аэродром полка. Разночтения в звании и имени воздушного стрелка обусловлены данными из разных документов: так в одном из боевых донесений указано имя Алексей, а вот уже в послевоенном донесении Клинского РВК Московской области, составленного в соответствии с запросом родственников указано имя Александр, это же имя увековечено на воинском захоронении в дер. Федосеевка.

Младший лейтенант ВОДЯНИКОВ Виктор Григорьевич.

Младший лейтенант Водяников Виктор Григорьевич.


Летчик самолета Виктор Григорьевич ВОДЯНИКОВ родился 28 октября 1919 года в городе Харькове. В 1935 году окончил 7 классов. В 1936 году окончил школу ФЗУ при заводе № 183 имени Коминтерна (г.Харьков). Работал слесарем. Мать Анна Кузьминична Ломова проживала по адресу Слесарный переулок, д.1, кв.6. Призван в РККА 15 октября 1940 года. Поступил курсантом в Чугуевскую военную школу пилотов. 14 июля 1942 – военный пилот, сержант В.Г.Водяников откомандирован в распоряжение командующего ВВС Карельского фронта. С 11 апреля 1943 года пилот 839-го штурмового авиационного полка. С 15 июня 1943 года на должности – летчик. 31 августа 1943 года приказом командующего 7-й Воздушной армии присвоено офицерское звание младший лейтенант. На должность старшего летчика назначен 11 августа 1944 года.

Воздушный стрелок, Александр Иванович КОЗЛОВ родился в 1919 году в дер. Стреглово Клинского района Московской области. По этому же адресу проживали его мать Екатерина Алексеевна и младший брат Алексей Иванович. Призван Клинским РВК в 1939 году.

А вот следующая история очень поучительна и интересна. Дело в том, что место падения этого самолета было обнаружено еще в далеком 1988 году в Ленинградской области. Останки летчика как неизвестного были захоронены в 1989 году. И вот только сейчас, спустя 32 года, имя летчика удалось установить.

Эта история наглядно рассказывает о том, как важно и необходимо максимально полно фиксировать все результаты проведенной поисковой работы, подробно описывать и фотографировать все найденные на месте артефакты. Ведь, чем больше информации сохранено поисковиками по результатам проведенных ими поисковых работ, тем больше шанс установить (даже пускай спустя десятилетия) имена погибших защитников Отечества.

Но сначала озвучим результаты проведенной архивно-исследовательской работы. Удалось установить имя летчика 27-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-го гвардейского истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда гвардии младшего лейтенанта Петра Алексеевича ВНУКОВА. Его самолет Як-7б (заводской номер 820420, бортовой номер 20, с мотором М-105пф № 3-2588) не вернулся с боевого задания 14 февраля 1943 года из района Колпино Ленинградской области.

Младший лейтенант Внуков Петр Алексеевич.

Младший лейтенант Внуков Петр Алексеевич.


Родился Петр Алексеевич в 1920 году в пос. Щербиновка (с 1936 года город Дзержинск, в настоящее время город Торецк) Донецкой губернии (в настоящее время Донецкая область). Мать Внукова В.М. проживала по адресу: 2-й Первомайский переулок, д.11. Там же он окончил среднею школу. Жена Забора (в других документах Забарс) Ольга Сергеевна, проживала по адресу: УССР, Николаевская область, село Белозерки. В ноябре 1940 года через Кировский райвоенкомат Астраханской области поступил курсантом в Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Окончил ее в июне 1942 года с присвоением воинского звания сержант. Направлен в состав 123-го истребительного авиационного полка 7 ИАК ПВО г.Ленинграда. В это время этот прославленный полк прикрывал объекты на западном берегу Ладожского озера и западный участок ледовой трассы «Дороги Жизни» до острова Зеленец. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 от 22 ноября 1942 года за мужество и героизм проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками полк преобразован в 27-й гвардейский истребительный авиационный полк.

Приказ о присвоение А.П.Внукову офицерского звания - гвардии младший лейтенант, был подписан 16 февраля 1943 года, к сожалению, уже после того, как Петр Алексеевич Внуков не вернулся с боевого задания 14 февраля 1943 года.

Как говорилось выше, в 1988 году место падения самолета Як-7б в районе станции Поповка Тосненского района Ленинградской области было установлено и обследовано поисковиками Военно-патриотического объедения «Победа», которое было создано при Ленинградском обкоме ВЛКСМ. Точнее, работы по подъему обломков самолета и останков летчика в основном проводил Андрей Евгеньевич Стеняев. По выходным, иногда один, иногда с друзьями по работе, он приезжал с утра на электричке, выкачивал ведром воду, лопатой выкапывал глину и доставал разбитые фрагменты самолета. Вечером возвращался домой. И так было в течении года. К концу 1988 года Андрей познакомился с поисковиками объединения «Победа», и работы по извлечению обломков мотора уже проводились совместно с Александром Сергеевичем Рувимовым (руководитель ВПО «Победа»), Василием Ивановичем Груздовым и Михаилом Николаевичем Романовым. К сожалению, документы погибшего летчика не сохранились, и поэтому по решению Совета ветеранов 13-й Воздушной армии и Ленинградского обкома ВЛКСМ, останки неизвестного летчика были торжественно захоронены 22 июля 1989 года на воинском захоронении летчиков в поселке Агалатово Всеволожского района Ленинградской области.

Похороны останков неизвестного летчика самолета Як-7 
на воинском захоронении летчиков в поселке Агалатово 
Всеволожского района Ленинградской области. 22 июля 1989 года.

Похороны останков неизвестного летчика самолета Як-7 на воинском захоронении летчиков
в поселке Агалатово Всеволожского района Ленинградской области. 22 июля 1989 года.

Похороны останков неизвестного летчика самолета Як-7 
на воинском захоронении летчиков в поселке Агалатово 
Всеволожского района Ленинградской области. 22 июля 1989 года. 
Ветераны 13 Воздушной Армии.

Ветераны 13 Воздушной Армии.

Похороны останков неизвестного летчика самолета Як-7 
на воинском захоронении летчиков в поселке Агалатово 
Всеволожского района Ленинградской области. 22 июля 1989 года. 
Выступает Андрей Стеняев.

Выступает Андрей Стеняев.


К сожалению, в те далекие времена мы еще не знали, о том, что заводские номера самолета и мотора дублировались на многих конструкциях и агрегатах, и не знали тогда где их искать.

При проведении работ по подъему обломков самолета и останков летчика Андрей Стеняев нашел и сохранил технологическую бирку с номерами: 1/1 199 11 2,5 дата 8.10.41 г.

Этот самолет, если можно так выразится, дорог и мне лично. Дело в том, что этот самолет стал первым в моей поисковой авиационной жизни. Это случилось зимой 1990 года. В один из февральских дней, когда мы все вместе находились в кабинете Владимира Карамышева (заведующий отделом военно-патриотического воспитания) в обкоме комсомола Андрей Стеняев спросил меня: – В эту субботу, на самолет, со мной поедешь?

Запомнились прищуренные с хитрецой взгляды друзей-товарищей – Саши Рувимова, Васи Груздова и Владимира Карамышева. Смотрят и ждут, что я отвечу. По сравнению с ними я «салага». Что мне тогда было? 17 лет. А им… Уже за 30, за 35… Для меня тогда эти мужики были учителями! И останутся для меня ими всегда. К сожалению, ушли уже из жизни Саша Рувимов, Вася Груздов и Миша Романов. Но вернемся к заданному мне вопросу.

Я не понял, что это шутка? Куда ехать? Зима, февраль, снег за окном? Какой самолет?

И тут Андрей Евгеньевич рассказал, что запланировал этот выезд на место падения самолета Як-7б под станцией Поповка для того, чтобы сейчас по зиме, по снегу вывести с места падения обнаруженные им авиационную пушку и авиационный пулемет, которые планировалось передать в Музей обороны Ленинграда.

И вот ранее февральское утро (запись в моем дневнике датирована 17 февраля). Московский вокзал. Стою рядом с кассами пригородных электричек. Вдруг вижу из метро выходит Андрей. За плечами небольшой рюкзак, а в руках детские алюминиевые саночки.

– Думал, что ты не приедешь? – произнес Андрей, поздоровавшись со мной. – Пошли покупать билеты…

Приехали. Вышли на платформу станции Поповка. Сейчас конечно уже не помню, сколько времени ушло на то, чтобы по глубокому снегу добраться до места падения самолета. Тогда мне показалось, что это было совсем недалеко от станции. Пришли на место. Разгребли снег, и тут я увидел сложенную небольшую кучу, состоящую из различных фрагментов железных трубок, обрывков дюраля и чего-то непонятного. Так тогда все это мне казалось. В то время, во все поездки в лес «на раскопки», я всегда брал с собой подаренный родителями фотоаппарат «Зенит ТТЛ». Разобрав кучу железа, и достав из-под снега авиационные пушку, ствол которой был согнут «в бараний рог» и остатки пулемета (в основном казенную часть), я стал все это «богатство» фотографировать. Вот эти фотографии сейчас мы с Вами и можем посмотреть.

Обломки самолета Як-7. 1990 г.


Немного перекусив бутербродами и попив горячего чая из термоса, мы, прикрепив авиационное вооружение к саночкам, двинулись в обратный пусть к станции. Вернулись в Ленинград на вечерней электричке.

Сейчас уже не помню, еще там в лесу, или же уже в Ленинграде, когда готовили для передачи в музей привезенные пушку и фрагменты пулемета мы почистили ржавчину, нашли и переписали в блокнот найденные на железе номера - как оказалось в последствии, это оказались именно номера пушки и пулемета (УБТ № ХЕ 337 и ШВАК № НК 572).

Как говорилось выше, останки летчика были захоронены. Похоронили его как неизвестного.

Прошли годы. Этот самолет постоянно вспоминался, так как работа по нему явно была не окончена. За эти годы, занимаясь подъемом обломков других самолетов, периодически работая в архивах мы узнали, что номера самолета и мотора могли дублироваться на различных фрагментах и агрегатах. На старых фотографиях было видно, что тогда в 80-е годы Андрей, поднял из воронки часть коленчатого вала, на котором были видны сохранившиеся поршни. Теперь же мы знали, что на каждом поршне можно было найти дублированный номер мотора, да и на самом «колене» были места где выбивался номер мотора. Но, выходило так, что за прошедшие годы ни Андрей, ни я, уже не могли вспомнить, где находится место падения самолета. Тогда GPS-навигаторов еще не было, и понятно, что отметить точку мы не могли.

И вот в мае 2007 года пришла новость от Алексея Владимировича Макаренко, руководителя поискового отряда «Беркут» (г.Никольское Тосненского района), что один из бойцов его отряда в районе станции Поповка нашел воронку, рядом с которой разбросаны немногочисленные фрагменты и обломки самолета. В один из дней, ребята вынесли из леса часть коленчатого вала мотора.

Поисковики отряда "Беркут" на месте падения самолета Як-7. 2007 г.

Поиск номера мотора самолета Як-7 на коленчатом вале. 2007 г.

Поиск номера мотора самолета на фрагменте коленчатого вала. 2007 г.


Уже тогда мне вспомнилось о самолете, найденном в далекие 80-е годы. Может быть вторично найдено место падения именно этого самолета. Мы съездили к ребятам в Никольское и в одном из гаражей постарались очистить от коррозии остатки коленчатого вала, чтобы найти дублированный номер мотора. Но, данный фрагмент видимо очень долго находился на поверхности, весь метал очень сильно поржавел. На противовесе удалось прочесть только единственную цифру от номера мотора: 8. Я попросил ребят отвести меня к месту падения самолета… Но это произошло лишь в 2009 году.

29 июля 2009 года (точная дата опять из моих дневниковых записей) мы с молодым человеком, который нашел место падения самолета, с Александром Сироткиным – бойцом поискового отряда «Беркут» и Николаем Михайловым (поисковый отряд «Рубин» г.Санкт-Петербург) все же смогли побывать на месте падения самолета. Конечно местность немного изменилась, и та дорога по которой мы заходили на самолет, мне показалась совсем не знакомой, но как только мы пришли к воронке в памяти сразу вплыла картина 1990 года. Форма и вид воронки остались почти прежними, куча выкопанного железа – остатков самолета была на том же месте, где мне тогда запомнилось. Только, конечно, железа в ней очень поубавилось, цветного металла (дюрали) вообще не было – скорее всего за эти годы, местные дачники это все сдали в металлолом. Но самое главное – на месте был вал редуктора! Мы стали очищать корщеткой его торец и вот чудо – появились цифры, окончания номера мотора: 2588.

В одну из поездок в Центральный Архив Министерства обороны Российской Федерации в феврале 2015 года в фондах 13-й Воздушной армии мне попались несколько дел инженерно-авиационной службы (отдела по эксплуатации) по вооружению самолетов. И там пролистывая документы я нашел донесение 27-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором за январь 1943 года упоминался авиационный пулемет УБ за номером ХЕ 337. Выходило, что самолет, обнаруженный в 1988 году, относится к потери этого полка. Но, к сожалению, найти сведения на каком самолете был установлен этот пулемет я не успел.

И вот в феврале 2020 года первым же архивным делом, заказанным мной в читальном зале архива, было дело с приказами и актами о списании потерянных самолетов и моторов 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда (в последствии 2-го гвардейского ИАК).

На странице 240 нахожу: «…Приказ 27-го гвардейского истребительного полка № 011 от 22 февраля 1943 года. Местечко Углово.

…Самолет Як-7б № 820420 с мотором М-105пф № 3-2588, не вернувшийся с боевого задания 14 февраля 1943 года, исключить из боевого состава полка…».

Вот он! Вот и совпало окончание номера мотора, которого мы смогли прочесть на торце вала редуктора, с номером мотора, указанного в приказе. Получалось, что именно на этом самолете (с указанным мотором) не вернулся с боевого задания гвардии младший лейтенант Петр Алексеевич ВНУКОВ.

Но самое потрясающие во всем этом оказалось то, что еще в мае 2018 года мне на почту пришло письмо от внучки Петра Алексеевича Внукова – Марины Сиволап, в котором она просила помочь установить судьбу своего деда:

«…Здравствуйте Илья Геннадьевич!

Не знаю обратилась ли я по адресу, но дело в том, что я разыскиваю возможное место захоронение моего дедушки летчика 27 гвардейского истребительного авиаполка, гвардии младшего лейтенанта Внукова Петра Алексеевича. По информации, которая у меня есть все факты указывают на место его гибели (пропал без вести) в районе Колпино. Источник информации Ваша книга «Красноборская операция».

Если есть у Вас возможность, то подскажите с кем я могу связаться, с какими организациями, которые вели или ведут поисковую работу. Может наша семья благодаря совместным усилиям найдет место захоронения нашего деда, который героически сражался за нашу Родину, и возложит цветы к его могиле.

С уважение к Вам

МАРИНА СИВОЛАП

Россия, Республика Крым, Красноперекопский р-н, с.Воинка…».

Так началась наша переписка с Мариной. Теперь мы сможем рассказать ее семье всю историю поисков самолета их деда.

Еще находясь в городе Подольске, и работая в архиве я написал письмо Марине, о том, что номер, найденный нами на месте падения, совпал с номером мотора Петра Алексеевича Внукова. И вот долгожданный ответ.

«…Илья, здравствуйте! Вы знаете, моим чувствам нет предела. Такая радость и слезы все сразу. Спасибо Вам огромное за Ваш труд!!! Вы знаете, моя дочь участвовала в конкурсе и заняла первое место в муниципальном этапе, очень хочу с Вами поделится её работой. СПАСИБО!!!!...»

И вот работа правнучки пилота, написанное еще до этого радостного события:

… МОЙ ПРАДЕД-ГЕРОЙ

Война… Ужасное и горькое слово, приносящее только боль, кровь и слёзы. Слово, которое не хочется употреблять в своей жизни никогда. Но след она оставила и в нашей семье.

Многие подвиги героев Великой Отечественной войны увековечены в истории нашей страны. Но сколько событий осталось ещё не раскрытых!

Хочу рассказать о своём прадедушке, погибшем в годы Великой Отечественной войны, Внукове Петре Алексеевиче. Родился в 1920 году в городе Дзержинске Сталинской области, что на Украине. Рос обычным мальчиком, увлекающимся техникой и точными науками. И была у него мечта – стать авиатором. Учился прилежно и по окончании школы поступил в лётную школу. Просматривая старые фотографии, которые хранятся в нашем семейном альбоме, вижу высокого, стройного, подтянутого молодого человека с солдатской выправкой. Лицо широкое, слегка удлинённое книзу. Из-под широких бровей смотрят большие карие глаза. Взгляд наполнен добротой и лаской. Губы крепко сжаты. Короткая стрижка ещё раз указывает на то, что перед нами военнослужащий.

Отдельно от фотографий увидела пожелтевшие от времени блокнотные листы, свёрнутые треугольником. Это были письма. Одно из них – ещё из школы военных лётчиков. «Мама! Наша задача сейчас – стать специалистом, хорошо знающим своё дело, чтобы впоследствии быть отличным командиром». Читаю и понимаю, что прадед был очень дисциплинированным, ответственным человеком, готовил себя к командирской должности.

По окончании училища был распределён в город Астрахань. Судьба приготовила ему приятный сюрприз: встреча с голубоглазой девушкой Ольгой стала для него особенной. В тот вечер он с друзьями пришел в Дом офицеров на танцы. Он заметил её при входе в зал: стройная девушка с необыкновенно красивыми длинными светлыми волосами и голубыми, как небо, глазами стояла с подругами. Милая улыбка Ольги очаровала его с первого мгновения. А потом были встречи, долгие разговоры, расставания и вновь встречи. Ольга стала любимой и верной женой, которая подарила Петру сына Вячеслава.

Молодая семья жила очень дружно. Но война изменила все планы. Прадедушка уходит на фронт. Он летчик 7-го истребительного авиационного корпуса 27-го гвардейского истребительного полка. «Скучаю по тебе, моя родная, по сыночку Славику. Хочу обнять и поцеловать вас, мои хорошие…»

«Славик…Сыночек!» Ему не исполнился даже годик! Своего отца он, конечно, помнить не будет. Сейчас эти слова вызывают во мне горечь и обиду, слёзы подступают к горлу.

Гвардии младший лейтенант Внуков Пётр Алексеевич участвовал в различных операциях. Но одна из них стала для него роковой – Красноборская. Если честно сказать, я о ней не слышала. А узнала из книги Прокофьева Ильи Геннадьевича «Советская авиация в боях над Красным Бором и Смердыней. Февраль – март 1943». Читаю: «Немецкое командование предприняло ряд налетов на наступающие части Красной Армии. Под прикрытием истребителей подходят немецкие бомбардировщики. Над полем боя стала разворачиваться воздушная битва. Наши истребители, прикрывающие наземные войска, вступили в бой. В ходе воздушных боев в районе Ям-Ижоры летчики 196-го истребительного полка вчетвером смогли подбить один ФВ-190. Пилоты 27-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО также подают заявку на два сбитых бомбардировщика Ю-88».

13 февраля 1943 года. В тот день была оттепель. Шёл мокрый снег. Вой сирены воздушной тревоги, а это значит, что нужно отправляться в небо. «Штурмовики 57-го СБАП ВВС КБФ оказывают содействие в наступлении пехотным частям 55-й армии, уничтожая огнем пушек живую силу противника». На помощь летят наши истребители. Самолёт моего прадедушки тоже был в их составе. Подтверждаю это словами из исторических материалов: «Из района Колпино не вернулся с боевого задания самолет Як-7б, который пилотировал летчик 27-го гвардейского истребительного авиаполка, гвардии младший лейтенант Внуков Петр Алексеевич». Это был последний его полёт.

На сегодняшний день он считается без вести пропавшим. Но мы не сдаёмся и пытаемся узнать, где именно погиб наш прадедушка. Моя мама написала письмо в поисковый отряд Санкт-Петербурга, который ведёт работу по сбору информации о погибших самолётах с экипажами. Мы узнали о месте падения самолёта Як-7б (1 км юго–восточнее станции Поповка). Читаем в письме: «В 1988 году поисковым отрядом «Победа» найдены останки пилота – неизвестный. Захоронен 22 июля 1989 года в посёлке Агалатово Всеволожского района».

Неизвестный? Кто он? А вдруг это мой прадед? Поиски продолжаются. Не знаю, совершил ли мой дедушка подвиг, но я уверена в том, что он настоящий герой. Наша семья надеется на то, что всё-таки мы узнаем место захоронения нашего предка. Так хочется приехать на его могилу, поклониться и сказать главные слова: «Спасибо, дедушка, за Победу, за жизнь, подаренную нам!». Все мои достижения я буду посвящать моему прадедушке, потому что знаю: «Человек жив до тех пор, пока о нём помнят!»

Правнучка Внукова Петра Алексеевича — ТИППА ДАРИНА….

Воинское захоронение летчиков в поселке Агалатово 
Всеволожского района Ленинградской области.

Воинское захоронение летчиков в поселке Агалатово 
Всеволожского района Ленинградской области.

Воинское захоронение летчиков в поселке Агалатово Всеволожского района Ленинградской области.


Илья Прокофьев, март 2020.


Читайте также: По результатам работы поисковиков Татарстана в ЦАМО РФ установлена личность еще одного летчика, самолет и останки которого были найдены в 1980-х годах в Республике Карелия.



Наверх