Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2018 г.



ПОИСКОВИКИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБНАРУЖИЛИ
МЕСТО ГИБЕЛИ ЛЕТЧИКА – УРОЖЕНЦА ТАТАРСТАНА


В рамках проекта «Небо Родины», реализуемого Общероссийским общественным движением по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в период 2-3 июня 2018 года поисковики Вологодской областной общественной организации «Вологодский поисковый отряд» провели поисковую экспедицию на месте падения советского самолета И-153 «Чайка» в Череповецком районе Вологодской области.

Обнаружено место катастрофы самолета Николая Ильича Радюша. Вологодская область. 2018 г.

Место падения самолета удалось обнаружить благодаря воспоминаниям местных жителей, которые рассказали, что осенью 1941 года в этом месте разбился военный самолет. С их слов было известно, что после катастрофы фрагменты тела погибшего летчика были отвезены в районный центр, но где их захоронили и самое главное – фамилию погибшего никто не знал.

В результате проведенных поисковых работ на месте падения на обломках самолета и мотора поисковики смогли найти заводские номера, по которым благодаря архивным документам удалось узнать имя погибшего летчика и обстоятельства его гибели. Кроме этого, в воронке были обнаружены фрагменты останков пилота.

Обнаружено место катастрофы самолета Николая Ильича Радюша. Вологодская область. 2018 г.

Обнаружено место катастрофы самолета Николая Ильича Радюша. Вологодская область. 2018 г.

Обнаружено место катастрофы самолета Николая Ильича Радюша. Вологодская область. 2018 г.

Обнаружено место катастрофы самолета Николая Ильича Радюша. Вологодская область. 2018 г.

Оказалось, что 17 сентября 1941 года на этом месте разбился самолет И-153 из состава эскадрильи сопровождения 22-го дальнебомбардировочного авиационного полка Дальней Авиации, пилотировал самолет командир звена, младший лейтенант Николай Ильич Радюш. Их группа из трех самолетов вылетела из Ярославля в Череповец, но при перелете попала в низкую облачность и дождь, и при снижении все самолеты потерпели катастрофу. Два летчика: младшие лейтенанты Радюш и Панков - погибли, а третий - младший лейтенант Архипов в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь.

В настоящее время поисковикам Вологды и Казани удалось разыскать родных погибшего летчика.

Николай Ильич Радюш родился 10 апреля 1920 года в деревне Савиново Борисоглебского сельского совета Казанского района Татарской АССР (ныне Ново-Савиновский район Казани). Во время Великой Отечественной войны его мать А.В.Кудряшева проживала по адресу Татарская АССР, город Зеленодольск, улица Ново-Подгорная, дом 2.

Обнаружено место катастрофы самолета Николая Ильича Радюша. Вологодская область. 2018 г.

После окончания школы Николай окончил 3 курса техникума в Казани, и 15 декабря 1938 года поступил курсантом в 1-е Чкаловское военное авиационное училище им. К.Е.Ворошилова, учебу в котором закончил в марте 1940 года. В учетно-послужной карточке есть запись: «…подлежит выпуску младшим летчиком в истребительную авиацию с присвоением звания – младший лейтенант…». В марте 1940 года Н.И.Радюш был направлен для прохождения дальнейшей службы в 123-й истребительный авиационный полк Западного военного округа, который начал формироваться на аэродроме Балбасово в районе Орши. В феврале 1941 года Н.И.Радюш был назначен на должность командира звена.

На 22 июня 1941 года 123-й ИАП базировался на аэродромах Именин, Стригово, площадках Лышицы и Брест. 123-й полк стал одним из первых, кто принял смертоносный удар фашистов, несмотря на большую потерю материальной части в первые часы нападения, вёл ожесточенные воздушные бои в районе Бреста. Маршал авиации Н.С.Скрипко в своих воспоминаниях о первых днях войны, отмечал: «…Высокой организованностью и тактической грамотностью отличились боевые действия 123-го истребительного авиаполка…». До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска и 1 июля были выведены в резерв. Часть летного состава стала переучиваться на новый тип истребителя Як-1 на базе 4-го запасного авиационного полка, а летчики, хорошо владеющие самолетами И-153, были направлены на пополнение 198- го и 199-го истребительных полков ПВО. В числе переведенных в состав 199- го ИАП оказался и Николай Радюш. Полк в это время дислоцировался в городе Ярославле и входил в состав 56-й ИАД Ярославско-Рыбинского района ПВО.

31 августа 1941 года в Ярославле в составе 51-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии стали формироваться истребительные эскадрильи для сопровождения и защиты дальних бомбардировщиков при взлете и посадке на аэродромах базирования. Для их формирования использовали летно-технический состав и материальную часть (самолеты И-153) 198-го и 199-го истребительных полков. Так младший лейтенант Николай Ильич Радюш попал в состав истребительной авиаэскадрильи 22-го дальнебомбардировочного авиационного полка.

О случившейся трагедии говорят сухие строки архивных документов: «…Самолеты, пилотируемые летчиками: младшими лейтенантами Радюш, Архиповым и Панковым вылетели по боевому заданию днем 17 сентября 1941 года с аэродрома Ярославль в район Череповца, попали в тяжелые метеорологические условия (низкая облачность, дождь), прижатые облачностью летчики снизились с нормальной полетной высоты до бреющего полета. Не доходя до места назначения самолеты от ударов о деревья находящиеся на пути следования и пробития бензиновых баков – загорелись и полностью сгорели…».

Несмотря на то, что факт гибели двух летчиков и тяжелого ранения третьего были зафиксированы в документах 51-й ДБАД, в учетно- послужной карточке и в приказе Главного Управления кадров ВВС Красной Армии – Николай Ильич Радюш был учтен как пропавший без вести в октябре 1941 года.

В настоящее время вологодские поисковики продолжают работу по выявлению сведений о первичном месте захоронения погибшего летчика в селе Мякса Череповецкого района, куда по рассказу местных жителей был увезен погибший, а на месте гибели пилота планируется установить памятный знак, рассказывающий от развернувшейся в этих местах трагедии в сентябре 1941 года.