Мы в соцсетях: Контакте

Новости

1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024



Новости 2004г.




Смена “Безнен Тарих”- 2004.

 

Смена “Безнен Тарих”-2004 посвящена истории населения Татарстана в 5 веке н.э. Это время - разгар эпохи Великого переселения народов, когда коренным образом перекраивалась политическая и этническая карта Евразии, рушились цивилизации Рима, Ирана и Китая и из их обломков и варварских народов, расселившихся на землях бывших империй, формировалась новая раннесредневековая цивилизация. Для территории современного Татарстана этот период связан с распространением племен именьковской культуры.


Именьковская археологическая культура получила свое название по наиболее полно изученному памятнику – городищу у с.Именьково Лаишевского района РТ, исследованному казанскими археологами в 1953-1954 гг.
Именьковская культура имеет сложное происхождение. Основу её составили пришельцы с запада, с Украины, скорее всего, позднезарубинецкие племена. Покинув Поднепровье во время готских походов 2-3 вв.н.э., эти племена в 3-4 вв. прошли через бассейн Дона (Инясевский могильник на р.Хопёр в Романовском районе Саратовской области) и в 4 в. появились на Волге в районе Самарской Луки. Большинство исследователей считают позднезарубинецкое население славянами. Возможно, в миграции поднепровского населения в Поволжье участвовали и племена черняховской культуры – смешанное население Южной Украины, включавшее славянские, германские, иранские (сарматские) и фракийские группы. Другими составляющими именьковской культуры стали местные лбищенские (предположительно, позднесарматские) и “позднегородецкие” (поволжско-финские) племена. В течение 5 в. именьковцы заселили Нижнее Прикамье, вытеснив отсюда военным путем.


Финно-угорские племена азелинской культуры, а к 6 в. именьковская культура занимала огромную территорию от северо-востока Мордовии до северо-запада Баш-кирии и от Самарской Луки до устья Свияги. Наибольшей плотности именьковское население достигало в районе слияния Волги и Камы.


Поселения именьковской культуры часто располагаются группами, включающи-ми два городища (большое и малое), несколько селищ и могильник. Это связано с условиями расселения на отвоёванных у местных племён землях. Именьковцы, за-няв новую территорию, в первую очередь быстро строили небольшое укрепление – убежище на случай внезапного набега, а затем, возможно, в течение нескольких лет, сооружали более крупное и сильно укреплённое городище. Вокруг городищ распо-лагались неукреплённые посёлки. Жилищами именьковцам служили либо углублён-ные в землю полуземлянки с четырехскатной крышей и обшитыми деревом стенами, либо слабо углублённые (на 20-60 см) дома с двускатной крышей и каркасно-столбовой конструкцией стен, часто разделённые перегородками на жилую и хозяй-ственную части. Внутри домов и рядом с ними размещались многочисленные ямы – погреба, зернохранилища, кладовые для утвари, мусорные ямы.


Основу хозяйства именьковских племён составляло пашенное земледелие. На по-селениях часто находят железные сошники, серпы и косы, каменные жернова, в ямах иногда сохраняется обгоревшее зерно. Большую роль играло животноводство. Наибольший почёт оказывался лошади, вероятно, считавшейся священным живот-ным: именьковцы носили коньковые подвески, лепили глиняные фигурки лошадок и зарывали между могилами своих сородичей аккуратно сложенные шкуры коней с черепом и костями ног.


Погребальный обряд именьковской культуры резко отличен от обычаев местных племён: своих умерших именьковцы сжигали на кострах, а кремированные останки ссыпали в небольшие могильные ямы, куда ставили 1-4 глиняных горшка с пищей для покойного. При таком способе захоронения восстановить костюм практически невозможно. Выделяются только новые типы украшений и деталей одежды: застёж-ки-фибулы, булавки с восьмерковидным навершием, так называемые “калачиковидные” серьги, крупные янтарные бусы и т.д.

 

 



Наверх