Мы в соцсетях: Контакте

Методические пособия



Опасные находки.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ В ЗОНЕ БЫВШИХ

ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

 

В целях предотвращения несчастных случаев при проведении работ в зоне бывших военных действий необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

1. Разминированием в ходе поисковых работ занимаются только специалисты-саперы, допущенные к подрывным работам.

2. В случае обнаружения взрывоопасных предметов (ВОП), следует обозначить ВОП флажками и сообщить сопровождающему саперу, при этом работы приостанавливаются до удаления боеприпаса. При отсутствии в отряде специалиста-сапера после приостановления работ сообщить в ближайший военкомат о месте нахождения ВОП, оградить место обнаружения и до извлечения ВОП работы в этом месте не продолжать.

3. В случае обнаружения предмета неизвестного назначения, запрещается брать его в руки, необходимо прекратить работы и вызвать специалиста.

4. Категорически запрещается приносить и хранить на территории лагеря ВОП.

5. Категорически запрещается разряжать, бросать или ударять по обнаруженным взрывоопасным предметам.

6. При обнаружении противотанковых или противопехотных мин работы временно прекращаются в радиусе 200 м и эта местность должна быть обследована саперами.

7. Запрещается стаскивать и разбирать руками проволочные заграждения, трогать проволоку и шпагат, обнаруженные на земле, в траве или кустарнике, так как возле них могут быть установлены мины-сюрпризы натяжного действия. Проволоку необходимо стаскивать с помощью "кошки" с веревкой длиной 50 м, находясь в укрытии.

8. Места для разведения костров должны быть перекопаны на глубину 40-60 см и проверены внешним осмотром на отсутствие взрывоопасных предметов.

9. Движение гусеничной и колесной техники на местах проведения работ разрешается только по проходам, предварительно обследованным саперами. Отклонение техники от обозначенных маршрутов запрещается.

10. При работе на глубине более 2,5 м, для предотвращения обвалов, необходимо укрепление стенок раскопа деревянными щитами и распорками.

11. Пункт хранения горюче-смазочных материалов в полевых условиях должен быть вынесен за пределы жилой зоны лагеря не менее чем на 50 м, окопан ровиком и находиться вдали от источников открытого огня.

12. В целях профилактики кишечных и других заболеваний категорически запрещается употребление для питья сырой воды из открытых источников.

13. Участники поисковых и эксгумационных работ должны соблюдать правила личной и общественной гигиены. Все работы проводятся в спецодежде и спецобуви. При работе с останками должны использоваться резиновые перчатки.

14. Лица, участвующие в поисковых работах перед началом работ проходят инструктаж и расписываются в журнале по технике безопасности.

15. Посторонние и лица, не прошедшие инструктаж по технике безопасности к поисковым работам не допускаются.

16. Лица, не выполняющие требования данной инструкции от участия в работах отстраняются.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРЕДЕЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ РАЗЛЕТА ОСКОЛКОВ И УДАЛЕНИЯ ОЦЕПЛЕНИЯ ОТ МЕСТА ПОДРЫВА СНАРЯДОВ.

 

Калибр снаряда в мм
Дальность разлета осколков в м
Удаление оцепления в м
до 76
107
122
152
более 152
500
500
800
1200
1500
1000
1000
1500
1500
2000

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
РАЗМЕРЫ ВОРОНОК ОТ ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫХ СНАРЯДОВ В СУХОМ ГЛИНИСТО-ПЕСЧАНОМ ГРУНТЕ.

 

Калибр снаряда в мм
Установка взрывателя
На осколочное действие
На фугасное действие
На замедленное действие
глубина в м
диаметр в м
глубина в м
диаметр в м
глубина в м
диаметр в м
107
122
152
203
0,3
0,4
0,5
-
1,7
2,0
2,2
-
0,75
1,0
1,2
1,5
2,5
3,0
3,3
4,0
1,0
1,3
1,5
2,0-3,0
2,5
3,3
4,0
5,0-7,0

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРЕДЕЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ РАЗЛЕТА ОСКОЛКОВ И УДАЛЕНИЯ ОЦЕПЛЕНИЯ ОТ МЕСТА ПОДРЫВА СНАРЯДОВ.

 

Калибр бомбы в кг
Дальность разлета осколков в м
25-50
100
250
500
1000
1500
2000
3000
5000
850
1000
1200
1350
1500
1600
1750
1900
2000

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об увековечении памяти погибших при защите Отечества

 

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

 

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Статья 1. Увековечение памяти при защите Отечества.

Увековечению подлежит память:
— погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
— погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
— умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
— погибших. Умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений, учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечь ваются места боевых действий. Вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:
— сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
— сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
— занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;
— создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
— публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;
— присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям. Учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;
— установление памятных дат и Всероссийского дня памяти. По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.

 

РАЗДЕЛ II

ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА.

 

Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества.

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества.

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления.

Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов управления с обязательным уведомлением родственников погибших.

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений.

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств — представительствами российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов — на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляется в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами вдасти и управления и органами военного управления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.

Статья 7. Восстановление воинских захоронений.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

 

РАЗДЕЛ III
ПОИСКОВАЯ РАБОТА.

 

Статья 8. Организация поисковой работы.

В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Статья 9. Порядок проведения поисковой работы.

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и управления.

Захоронения выявленных в ходе поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и управления с участием воинских частей, дислоцированных на соотйегсгвующих гсрриюриях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передается по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения. Проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные веши и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

 

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧИВАНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.

 

Статья 10. Органы управления, осуществляющие работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.

Руководство работой по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве Российской Федерации, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечивания памяти погибших.

Деятельность указанного органа осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работу по увековечиванию памяти погибших при защите отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и управления.

Статья 11. Полномочия органов управления, осуществляющие работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.

Специальный орган по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества при при Правительстве Российской Федерации:
— руководит работой по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию:
— разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;
— организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств;
— осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;
— организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в холе поисковой работы;
— рассматривает предложения граждан, местных органов власти и управления, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечивания памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;
— осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона. Министерство обороны Российской Федерации:
— по поручению специального органа по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества при Правительстве Российской Федерации разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;
— участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;
— ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;
— координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы. А также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;
— совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;
— участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;
— рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

Органы военного управления:
— принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;
— оказывает практическую помощь местным органам власти и управления, общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;
— осуществляет документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;
— участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляет их учет;
— оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Министерство безопасности Российской федерации:
— ведет учет погиоших из числа своих сотрудников;
— принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
— участвует в подготовке материалов для книг Памяти.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:
— обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;
— в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия. обнаруженного в ходе поисковой работы;
— ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
— принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
— определяет порядок издания книг памяти в системе Министерств.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:
— разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;
— через свои представительства в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует учте и паспортизацию воинских захоронений на территориях других государств;
— согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;
— регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;
— устанавливас! порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) — гражданами других государств.

Служба внешней разведки Российской Федерации:
— ведет учет погибших из числа сотрудников;
— принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;
— участвует в подготовке материалов для книг Памяти;

Министерство печати и информации Российской Федерации:
— обеспечивает полиграфическую базу для изданий Всероссийской. Республиканских, краевых, областных и городских (городов Москвы и Санкт-Петербурга) книг Памяти;
— обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.

Министерство культуры Российской Федерации:
— организует проведение мероприятий, направленных на увековечивание памяти погибших при защите Отечества;
— принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству мест воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников погибшим, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Местные органы власти и управления:
— организуют планирование и реализацию программ, направленных на увековечивание памяти погибших при защите Отечества;
— осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях;
— проводят паспортизацию и учет воинских захоронений;
— привлекают общественные объединения для проведение поисковых работ;
— осуществляют связь и взаимодействие с организациями других государств по сохранению и благоустройству воинских захоронений;
— создают резерв площадей для новых воинских захоронений;
— руководят изданием книг Памяти;
— контролируют исполнение настоящего Закона и при обнаружении нарушений принимают меры по их устранению.

 

РАЗДЕЛ V
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧИВАНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА.

 

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечиваением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет бюджетов национальногосударственных и административно-территориальных образований, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечиваением памяти погибших при защите Отечества, финансируется из республиканского бюджета российской Федерации.

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территории других государств и захоронение военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечиваению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающий память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России
14 января 1993 года
№429
Б.ЕЛЬЦИН

 

                     
         
         
  Введение.
  Опыт работы: от туризма до поиска.
  Взрывоопасные предметы (ВП).
  Взрыватели.
  Боеприпасы артиллерии.
  Мины.
  Гранаты: ручные, противотанковые, ружейные.
  Авиационные боеприпасы.
  Боеприпасы специального назначения.
  Боеприпасы стрелкового оружия.
  Металлоискатели для поиска и кладоискательства.
  Принципы действия металлоискателей.
  Краткое описание основных типов приборов.
  Рекомендации по работе с металлоискателем.
Приложения.