Издательство "Отечество"



Всех назовем поименно: Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил ... 2-е изд.


На начало

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первому изданию
Продолжение истории
АВДЕЕВ Петр Яковлевич
АГАФОНОВ Николай Васильевич
АДАМОВ Евгений Петрович
АЗАРОВ Виктор Алексеевич
АНДРИЯНОВ Николай Леонтьевич
АНДРИЯШКИН Петр Михайлович
АРХИПОВ Михаил Григорьевич
БАБЕШКО Леонид Фомич
БАЛАХНИН Константин Алексеевич
БАЛЯСНИКОВ Алексей Константинович
БАРАНОВ Михаил Федосеевич
БАРАШЕВИЧ Борис Петрович
БАРКОВ Аристарх Фомич
БЕЛЯЕВ Константин Михайлович
БЕЛЯНУШКИН Александр Тимофеевич
БЕРЕЖИНСКИЙ Михаил А.
БЕРЕСТОВСКИЙ Владимир Константинович
БИРЮКОВ Дмитрий Дорминдонтович
БОГДАНОВ Георгий Борисович
БОЛУКОВ Василий Георгиевич
БОЧАЛОВ Андрей Николаевич
БУБЛИК Федор Александрович
БУЛКА Андрей Иванович
БУТИН Осип Иванович
БУХАНОВ Иван Петрович
ВАЛИУЛЛИН Зайнулла
ВАНИФАТОВ Владимир Кириллович
ВАРАВКА Андрей Павлович
ВАСИЛЕНКО Михаил Федорович
ВАШКЕВИЧ Владимир Федорович
ВВЕДЕНСКИЙ Валентин Петрович
ВЬЮГОВСКИЙ Геннадий Филиппович
ГАЗЕЕВ Михаил Николаевич
ГАЛКИН Александр Андреевич
ГАЩЕНКО Григорий Иванович
ГНЕЗДИЛОВ Григорий Григорьевич
ГОРБУНОВ Анатолий Васильевич
ГОРДЫГА Иван Кондратьевич
ГОРИШНЫЙ Василий Алексеевич
ГРОМОВОЙ Алексей Матвеевич
ГРУДАКОВ Иван Степанович
ГУБЕНКО П. Н.
ГУНДОРОВ Михаил Иванович
ГУСЕВ Андрей Прохорович
ДЕМЕНТЬЕВ Иван Федорович
ДИКОВ Георгий Михайлович
ДМИТРИЕВ Владимир Алексеевич
ДМИТРИЕВ Григорий Дмитриевич
ДОРОФЕЕВ Анатолий Степанович
ДРАЧЕВСКИЙ Николай Петрович
ДУДИН Павел Иванович
ДУЛЬНЕВ Ерминингольд Васильевич
ДЬЯКОНОВ Леонид Александрович
ЕВСЕЕВ Василий Петрович
ЕГОРОВ Иван Егорович
ЕГОРОВ Иван Семенович
ЕЖКОВ Павел Иванович
ЕЖОВ Федор Ильич
ЕКИМОВ Арсений Иванович
ЕРЕМИН Петр Васильевич
ЕРОФЕЕВ Петр Владимирович
ЕФРЕМОВ Федор Михайлович
ЖАНДАРОВ Петр Максимович
ЖИДКИХ Василий Степанович
ЖИЛИН Сергей Николаевич
ЖУРАВЛЕВ Леонид Зиновьевич
ЗАВЬЯЛОВ Анатолий Иванович
ЗАДУБРОВСКИЙ Алексей Николаевич
ЗАНКИН Алексей Антонович
ЗЕВАХИН Михаил Степанович
ЗЕМСКОВ Александр Иванович
ЗОЛОТАРЕНОК Василий Дмитриевич
ИВАНОВ Александр Александрович
ИВАНОВ Алексей Дмитриевич
ИВАНОВ Алексей Иванович
ИВАНОВ Дмитрий Егорович
ИВАНОВ Иван Сергеевич
ИВАНОВ Николай Николаевич
ИВАНОВ Сергей Ефимович
ИВАШОВ Николай Иванович
ИГЛИН Владимир Михайлович
ИЗНАИРСКИЙ Борис Леонидович
ИКОННИКОВ Петр Тимофеевич
ИЛЬИН Иван Алексеевич
ИСАЕВ Виктор Викторович
КАРАГАНОВ Анатолий Александрович
КАРАНДЕЕВ Михаил Михайлович
КАРИМОВ Ахмет Валиахметович
КВИТКО Иван Яковлевич
КИРШИН Петр Кириллович
КИСЛЯКОВ Виктор Федорович
КЛЕНИН Иосиф Иосифович
КЛЕПЦОВ Василий Георгиевич
КЛЮЧАРЕВ Илья Сафронович
КОВАЛЕВ Аким Харитонович
КОВАЛЕВ Борис Александрович
КОВАЛЬ Иван Яковлевич
КОЗЛОВ Федор Ильич
КОЛОБАЕВ Петр Васильевич
КОЛОМЕЕЦ Леонид Павлович
КОЛОТУХИН Павел Петрович
КОЛЬЦОВ Владимир Дмитриевич
КОНОНОВ Александр Ефимович
КОНОНОВ Антон Николаевич
КОРОЛЬКОВ Николай Львович
КОРПАЧЕВ Иван Иванович
КОСМАКОВ Алексей Михайлович
КРАВЕЦ Иван Сергеевич
КРАВЦУНОВ Василий Емельянович
КРАДЕНОВ Владимир Кузьмич
КРИНИЧНЫЙ Михаил Маркович
КРУГЛИКОВ Пантелеймон Григорьевич
КРЮКОВ Павел Иванович
КРЯЖЕВ Михаил Семенович
КУДРЯВЦЕВ Алексей Васильевич
КУДРЯВЦЕВ Михаил Васильевич
КУЗНЕЦОВ Алексей Александрович
КУЗНЕЦОВ Виталий Алексеевич
КУЗЬМИН Александр Кузьмич
КУРЧАНОВ Петр Иванович
ЛАПКО Александр Федорович
ЛЕМЕШКО Георгий Николаевич
ЛОБИНЦЕВ Дмитрий Яковлевич
ЛОЙКО Виктор Михайлович
ЛОПАТИН Иван Кузьмич
ЛУЧНИКОВ Петр Гурьевич
ЛЫЖЕНКО Николай Александрович
ЛЯПИН Михаил Иванович
МАКАРЕНКО Павел Фомич
МАКАРОВ Владимир Николаевич
МАКСИМОВ Н.
МАЦНЕВ Владимир Захарович
МЕЛЬНИКОВ Геннадий Флегонтович
МЕРЕЖКО Степан Иванович
МОРОЗОВ Петр Петрович
МУРАВЬЕВ Сергей Яковлевич
НАЗАРОВ Николай Иванович
НЕЛЮБИН Константин Прокофьевич
НЕМЕТ Людвиг Ойгенович
НЕЧАУСОВ Александр Илларионович
НИКИТИН М. И.
НИКИШИН Иван Егорович
НИКОЛАЕВ Александр Фролович
НОВИКОВ Дмитрий Михайлович
НОВИКОВ Евгений Васильевич
ОВЕЧКИН Артем Лукич
ОВЕЧКИН Федор Алексеевич
ОСИПОВ Сергей Андреевич
ПАНОВ Евгений Сергеевич
ПАШКОВ Александр Яковлевич
ПЕРЕСКОК Владимир Семенович
ПЕТЛЯКОВ Владимир Михайлович
ПЕЧНИКОВ Алексей Васильевич
ПЛЕСКАЧ Андрей Аникеевич
ПОЛЯКОВ Борис Федорович
ПОЛЯКОВ Дмитрий Григорьевич
ПОПКОВ Борис Васильевич
ПОПОВ Дмитрий Никифорович
ПРОНИН Борис Петрович
ПРОХОРОВ Михаил Тимофеевич
ПРЯНИЧНИКОВ Константин Гаврилович
ПЧЕЛКИН Петр Филиппович
РАССЫПНОЙ Михаил Самуилович
РЕУТОВ Павел Андреевич
РЕШЕТЬКО Василий Федорович
РОЖКОВ Иван Иванович
РУДАКОВ
РУКАВИЦИН В. Н.
РУСОВ Григорий Михайлович
РУЩЕНКОВ Георгий Иванович
РЫНИН Николай Алексеевич
РЯБОВ Иван
САВОЧКИН Иван Никитович
САГАЛАЕВ Василий Михайлович
САСОВ Василий Максимович
САФРОНОВ (СОФРОНОВ) Василий Осипович
СЕЛЬЯНОВ Герасим Андреевич
СЕМЕНОВ Александр Семенович
СЕМЕНОВ Василий Васильевич
СЕРГЕЕВ
СЕРГЕЕВ Николай Яковлевич
СЕРГЕЕВ Сергей Тимофеевич
СЕРИКОВ Иван Андреевич
СЕРКИН Николай Алексеевич
СИГАНЕВИЧ Израиль Львович
СИНОТОВ Сергей Иванович
СКРЕБНЕВ Василий Дмитриевич
СКУРАТОВ Геннадий Семенович
СМОТРИЦКИЙ Георгий Александрович
СНОПКОВ Владимир Иванович
СОВЕТ Петр Демьянович
СОКОЛОВ Алексей Ефимович
СОЛОВЕЙЧИК Синай Львович
СОЛОВЬЕВ Алексей Иванович
СОРОКИН Тихон Данилович
СОТНИКОВ П.
СПЕКТОР Леонид Соломонович
СТАВРОВСКИЙ Борис Петрович
СТАРКОВ Петр Максимович
СТРЕЛЬНИКОВ Серафим Сергеевич
СУРОВ Александр Александрович
СУХИН Анатолий Николаевич
СЫЧКОВ Петр Григорьевич
ТАЛЬКО Александр Николаевич
ТЕРСИНЦЕВ Александр Михайлович
ТЕТЮЕВ Михаил Михайлович
ТИМАШКОВ Сергей Алексеевич
ТИМОШЕНКО Павел Евменович
ТКЕБУЧАВА Александр Давидович
ТРУБАЧЕВ Сергей Михайлович
УГРЮМОВ Михаил Михайлович
УСАНИН И. В.
УСАЧЕВ
УСТИНОВ Степан Петрович
ФАДЕЕВ Николай Васильевич
ФАТЕЕВ Петр Федорович
ФЕТИСОВ Константин Федорович
ФОМИЧЕВ Сергей Николаевич
ХАЙРУТДИНОВ Бадретдин Хайрутдинович
ХАМИДУЛИН Ильет
ХОДОСОВЦЕВ Владимир Николаевич
ХУРТАК Петр Самойлович
ЦЫГАНОВ Василий Михайлович
ЧАЛОВСКИЙ Анатолий Александрович
ЧЕПЕЛА Михаил
ЧЕРНЫХ Яков Пантелеевич
ЧЕРНЫШ Виктор Григорьевич
ЧУГАЙНОВ Семен Алексеевич
ШАЛИК Евсей Мартьянович
ШАРИПОВ Салих Фат(ихо)вич
ШАТИЛОВ
ШЕВЧЕНКО Иван Григорьевич
ШЕЛУДЬКО Владимир Петрович
ШИРОКОВ Михаил Васильевич
ШМОНИН Сергей Семенович
ШПИГУН Дмитрий Андрианович
ШУСТВАЛЬ Григорий Петрович
ЩЕРБАКОВ Василий Григорьевич
ЩИПАНОВ Виктор Тимофеевич
ЯРЛЫЧЕНКО Федор Петрович
ЯРОШЕНКО Александр Васильевич
Благодарности
Литература

Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.


Предыдущая   Следующая


ОТ АВТОРА

Продолжение истории


Прошло пять лет с того момента, как вышло в свет первое издание книги «Всех назовем поименно», посвященной памяти летчиков, штурманов, стрелков-радистов, авиаспециалистов наземных служб и подразделений, преподавателей авиационных учебных заведений ВВС Красной Армии, ВВС Военно-морского флота, Гражданского воздушного флота, отдавших жизни в годы Великой Отечественной войны.

Мы специально не стали менять вводную статью, а решили продолжить ее – рассказать, что удалось сделать за эти годы, поведать вам новые истории, поделиться, как проходили сложные поисковые изыскания. Данная книга – второе дополненное издание ранее опубликованного биографического каталога военнослужащих Военно-воздушных сил Красной Армии, Военно-морского флота и Гражданского Воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Республики Татарстан. Анонсированное в первой книге издание исторического исследования, посвященного авиационной истории Татарской АССР, еще впереди.

Как вы помните, уважаемые читатели, в первой книге были опубликованы данные 218 военнослужащих, погибших и умерших на территории Татарской АССР. Из них 100 – в документах различных архивов значились пропавшими без вести или оказались не учтены в архивах Министерства обороны Российской Федерации, хотя на региональном уровне факт их смерти был зафиксирован органами ЗАГС ТАССР и у многих имеются официальные могилы. Кроме того, большинство погибших в авиакатастрофах учтены в документах расследований причин данных катастроф, хранящихся в фондах авиационных частей. Но эти сведения по каким-то причинам не попали в сводные данные по учету безвозвратных потерь личного состава ВВС.

В этой книге добавлены имена еще 23 военнослужащих, погибших и умерших на территории Татарской АССР, из них 15 в документах учета безвозвратных потерь значатся пропавшими без вести. Таким образом, в книге имена 241 авиатора, из них 115 учтенные пропавшими без вести.

Также во втором издании почти у всех военнослужащих уточнены места захоронений, указаны номера памятных стел, где их имена увековечены (за исключением шести летчиков, чьи могилы до сих пор неизвестны, так как не найдены места падений самолетов).

Эта работа была проведена в период 2014-2015 годов в соответствии с планом мероприятий по подготовке и проведению в Республике Татарстан празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На основании распоряжения Кабинета министров Республики Татарстан от 07.02.2014 № 235-р, Региональная общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» РТ совместно с ООО «Похоронный дом «Ритуал» города Казани провели реконструкцию надгробий на воинских захоронениях на территории республики. В качестве источника сведений для выполнения реконструкционных работ сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» в 2014 году был подготовлен и издан рабочий вариант Реестра воинских захоронений периода Великой Отечественной войны на территории Республики Татарстан. Реестр включает описания, схемы кладбищ и участков с обозначением могил и их номеров, фотографии всех памятников и надмогильных мемориальных знаков, а также списки похороненных на 21 кладбище в 17 населенных пунктах Татарстана, на которых имеются воинские захоронения периода Великой Отечественной войны.

Нанесение знака об охране государством воинских захоронений на территории РТ в рамках проекта «Сохранение наследия». 2015 г.

Нанесение знака об охране государством воинских захоронений на территории РТ в рамках проекта «Сохранение наследия». 2015 г.

Нанесение знака об охране государством воинских захоронений на территории РТ в рамках проекта «Сохранение наследия». 2015 г.

Нанесение знака об охране государством воинских захоронений
на территории РТ в рамках проекта «Сохранение наследия». 2015 г.

Работы по замене памятников и надгробий, стел были проведены в Казани (Арское, Архангельское, Окольное кладбища, п.Красная Горка), в Агрызском, Арском, Верхнеуслонском (Елизаветино, Нижний Услон), Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском (Васильево, Зеленодольск, Исаково), Кукморском (Кукмор, Ядыгерь), Нурлатском, Пестречинском районах республики.

Кроме того, в рамках акции «Сохранение наследия» был разработан эскиз специального знака об охране государством воинских захоронений на территории Республики Татарстан. В течение 2014-2015 годов поисковики РОМО «Объедения «Отечество» РТ изготовили и нанесли такие специальные знаки на все воинские захоронения на территории республики.

При проведении данных мероприятий на Арском кладбище города Казани были найдены могилы многих авиаторов, чьи места захоронения были ранее неизвестны. Например, установлено, где располагались могилы членов экипажа самолета Пе-2 из состава 2 АП ДР ГК РККА – Овечкина Ф.А., Гундорова М.И., Скребнева В.Д., погибших 12 января 1942 года. Мы смогли подтвердить гипотезу, что пилоты были захоронены рядом с могилой главного конструктора самолета Пе-2 В.М.Петлякова, который погиб вместе с этим экипажем. В этом нам помог историк-исследователь авиации Ильдар Анварович Валеев, который нашел старую фотографию могилы В.М.Петлякова с изображением надгробия и легко читаемой фамилии одного из летчиков.

Могила В.М.Петлякова и экипажа самолета Пе-2 2-го авиаполка дальней разведки ГК РККА. 1942 г.

Могила В.М.Петлякова и экипажа самолета Пе-2
2-го авиаполка дальней разведки ГК РККА. г.Казань. 1942 г.

Могила Петлякова В.М. на Арском кладбище г.Казани. 2010 г.

Могила Петлякова В.М. на Арском кладбище г.Казани. 2010 г.

Также нам удалось определить, что рядом с могилой летчика-испытателя казанского завода № 22 Л.О.Немета были захоронены остальные члены экипажа самолета Пе-8, погибшие 13 ноября 1941 года: Шевченко И.Г., Шарипов С.Ф., Лапко А.Ф. Разобраться в этом помог внук Александра Федоровича Лапко – Александр Васильевич Лапко, который в 2017 году посетил Казань в поисках могилы деда. В семейном архиве сохранились фотографии церемонии прощания с погибшими и жены Александра Лапко рядом с могилой мужа на Арском кладбище. Именно на этой фотографии есть точное указание, как располагались утерянные могилы. Во время пребывания внука Лапко в Казани поисковики РОМО «Объединения «Отечество» РТ при содействии помощника военного комиссара РТ подполковника И.И.Мидхатова провели торжественно-траурную церемонию на месте захоронения экипажа, в которой принимали участие также представители патриотических молодежных движений Юнармия и Волонтеры Победы.

Жена Александра Лапко на Арском кладбище у могилы мужа. 1942 г.

Жена Александра Лапко на Арском кладбище у могилы мужа. 1942 г.

Торжественно-траурная церемония на могиле экипажа Л.О.Немета. 21 мая 2017 г.

Торжественно-траурная церемония на могиле экипажа Л.О.Немета
с участием внука Александра Лапко. 21 мая 2017 г.

При проведении мероприятий по мониторингу сохранности воинских захоронений на территории Арского кладбища сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» Рафиком и Марией Салахиевыми были выявлены неизвестные нам ранее захоронения: полковника П.А.Реутова – начальника цикла связи Военного авиационного училища разведчиков ВВС КА, умершего 5 июля 1943 года; летчика-испытателя завода № 22 старшего лейтенанта Стрельникова С.С. и военпреда завода № 22 старшего техника-лейтенанта Трубачева С.М., погибших в авиакатастрофе 18 июля 1942 года.

Также при проведении мониторинга найдены могилы летчиков, сведения о которых отсутствовали в базе данных РОМО «Объединение «Отечество» РТ и не были представлены в первой книге. Это могила летчиков Уральского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) В.В.Исаева и Н.Л.Королькова, погибших в авиакатастрофе 22 декабря 1942 года в районе аэродрома Янаул Башкирской АССР.

С началом войны летчики ГВФ были мобилизованы и оперативно подчинялись Народному комиссариату обороны (НКО) СССР. В первые месяцы войны они выполняли ответственные задания по снабжению оружием, боеприпасами и продовольствием окруженных войск и партизанских соединений, забрасывали в тыл противника диверсионные группы разведчиков и подрывников. С сентября 1942 года при реорганизации подразделений ГВФ летчики казанского аэропорта В.В.Исаев и Н.Л.Корольков были переведены в состав Уральского управления ГВФ с базированием на аэродроме Кольцово (Свердловск), и оттуда выполняли задания командования по переброске различных грузов, имущества и личного состава в интересах Красной Армии. В тот трагический день, 22 декабря 1942 года, экипаж самолета Ли-2 выполнял задание по перелету Москва – Свердловск. На борту кроме экипажа находились военнослужащие полевого управления Северо-Западного фронта и ответственные работники наркоматов оборонного значения. Также в самолете находился спецгруз (в документах характеристики груза не указываются) и секретная корреспонденция. При прохождении аэродрома Янаул самолет стал испытывать обледенение, и экипаж принял решение садиться, но при заходе на посадку на высоте 40-50 метров потерял скорость, задел крылом землю и разбился. В катастрофе погибли 10 человек (пять членов экипажа и пять пассажиров), два пассажира с различными ранениями были доставлены в больницу. Тела В.В.Исаева и Н.Л.Королькова были отправлены в город Казань, где проживали их семьи, а остальных похоронили на кладбище города Янаул Башкирской АССР. Так на Арском кладбище города Казани появилась могила двух летчиков.

Могила В.В.Исаева и Н.Л.Королькова в Казани.

И сейчас захоронения на Арском кладбище являются объектами исследования поисковиков. Надо сказать, что это кладбище – одно из старейших в городе. Первые захоронения на нем датируются 1774 годом. По скромным оценкам за все годы существования здесь захоронены свыше 300 тысяч человек. Находится оно в Вахитовском районе Казани на пересечении улиц Николая Ершова и Абжалилова. Кстати, еще в XIX веке для погребения военнослужащих, умерших в казанских военных госпиталях, здесь был выделен участок. Воинские захоронения периода Великой Отечественной войны – в восточной части: похоронены умершие в разных эвакогоспиталях, военнослужащие казанского гарнизона и других воинских частей, пребывавших в городе в 1941-1945 годах. В архивных документах госпиталей о погребениях оно упоминается по-разному: Арское кладбище, кладбище Арского поля, кладбище Поля Ершова. В документах авиационных частей встречается также под названием «кладбище авиагородка города Казани».

Основная часть воинских могил расположена компактно, но некоторые из-за многочисленных послевоенных захоронений оказались среди гражданских. На некоторых могилах установлены типовые тумбы из мраморной крошки, без оград, засеяна газонная трава. За послевоенное время многие могилы не сохранились и считаются утраченными. Еще одна причина сложности учета – не весь архив захоронений (книги погребения) сохранился до наших дней.

В настоящее время на 437 могильных тумбах увековечены имена 1223 похороненных, на десяти стелах – 2467 имен из утраченных могил. Чтобы охарактеризовать работу поисковиков РОМО «Объединение Отечество» РТ можно добавить, что в 2009 году при составлении Каталога воинских захоронений на территории Республики Татарстан на Арском кладбище были известны только 419 мемориальных тумб, на которых были увековечены имена 1197 похороненных. Эти цифры наглядно демонстрируют, что ежегодно при проведении работ по обследованию кладбища и мониторингу сохранности воинских захоронений поисковики находят все новые и новые ранее неизвестные воинские захоронения.

Еще пример. В октябре 2017 года была найдена могила летчика Александра Андреевича Галкина. К сожалению, установить полные данные погибшего и обстоятельства смерти поисковикам пока не удалось. Только в архиве Управления ЗАГС г.Казани обнаружена подтверждающая факт смерти А.А.Галкина 4 апреля 1942 года запись. Так что впереди у поисковиков еще много работы с документами архивов.

Могила А.А.Галкина в Казани. 2017 г.

Но давайте вернемся к перечисленным выше именам летчиков Гражданского воздушного флота В.В.Исаева и Н.Л.Королькова. Проводя исследования по установлению обстоятельств гибели данных пилотов, удалось обнаружить очередной массив ранее неизвестной информации, который хранится в недрах Российского государственного архива экономики. И в этом огромную помощь оказали исследователи истории авиации из Москвы Татьяна Юрьевна Хлебникова и Борис Владимирович Давыдов. Как мы уже говорили, в этом архиве хранятся документы ГВФ (фонды архива Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), бывшего архива Гражданского воздушного флота) – это колоссальный объем информации, который ранее почти не использовался поисковиками-исследователями. Благодаря найденным документам удалось полностью прояснить судьбу экипажа самолета Ли-2 Уральского управления ГВФ и установить обстоятельства катастрофы.

Фото из акта расследования катастрофы самолета Ли-2 Исаева. 22.12.1942 г.

Фото из акта расследования катастрофы самолета Ли-2 Исаева. 22.12.1942 г.

Кроме того, именно в документах РГАЭ оказалась отражена судьба начальника казанского аэродрома подполковника В.М.Цыганова. В первом издании мы писали, что он «погиб при исполнении служебных обязанностей». Проведя архивные исследования, выяснили не только все обстоятельства его гибели в авиакатастрофе, но установили также имя еще одного погибшего и похороненного в Казани авиатора. Согласно документам, 4 мая 1944 года подполковник В.М.Цыганов вылетел для проведения тренировочного полета вместе с комсоргом казанского аэродрома В.Е.Кравцуновым. При посадке самолет Ут-2 разбился. Получив эти сведения из РГАЭ, мы смогли воспользоваться частично сохранившимися архивными делами Треста похоронного обслуживания Управления благоустройства г.Казани, где нашли запись: Цыганов и Кравцунов были похоронены на Арском кладбище 6 мая 1944 года в соседних могилах. То есть можно с точностью утверждать, что рядом с могилой подполковника В.М.Цыганова находится и утерянная могила комсорга казанского аэродрома В.Е.Кравцунова.

В РГАЭ мы также нашли документы, подтверждающие найденные ранее при проведении краеведческих исследований сведения еще об одной катастрофе, унесшей жизни нескольких людей.

История такова. В 2015 году нами издан фотоальбом «Здания эвакогоспиталей в Татарстане (1941-1945)», в котором опубликованы фотографии зданий, где в годы войны размещались медицинские учреждения Красной Армии. В книге даны также исторические справки по этим госпиталям. Из администрации курорта «Бакирово» (Лениногорский район Татарстана) пришли исторические материалы, рассказывающие об истории этого одного из старейших медицинских центров Татарской АССР. В годы войны на базе курорта был развернут эвакуационный госпиталь № 4914. В воспоминаниях медицинских работников госпиталя мы отметили одну историю, которая касалась авиационной тематики. В сентябре 1944 года при посадке на сделанной недалеко от госпиталя площадке разбился санитарный самолет, который доставлял в Бакирово раненного офицера и врача. В предоставленных материалах говорилось, что в результате катастрофы погибли летчик Пчелкин и выбежавшие встречать самолет медсестра госпиталя со своим сыном. Находившиеся в самолете офицер и врач получили ранения, им срочно была оказана медицинская помощь.

Мы стали искать сведения о летчике в различных доступных нам базах данных. В Обобщенном банке данных Министерства обороны РФ «Мемориал» была найдена информация из Книги памяти Тульской области: «…Пчелкин Петр Филиппович, погиб 15 сентября 1944 года…». В архиве Управления ЗАГС Кабинета министров Республики Татарстан за 15 сентября 1944 года по отделу города Бугульмы факт смерти был зафиксирован в отношении Гейдан Валентины Ивановны и Гейдан Адольфа Ивановича. Также в архиве ЗАГС нашлись записи о смерти Пчелкина П.Ф., но факт его смерти был зафиксирован казанским горотделом ЗАГС. Выходило, что Пчелкин умер в Казани, а не в Бакирово сразу после катастрофы.

За подтверждением мы обратились к архивным документам Треста похоронного обслуживания управления благоустройства Казани, где в Книге регистрации умерших по Арскому кладбищу нашли следующую запись: «…Пчелкин Петр, 21 год, похоронен 19 сентября 1944 года, квадрат 4645, могильщик Ачкеев…». Стало ясно, что летчик самолета П.Ф.Пчелкин был доставлен в Казань и похоронен на Арском кладбище города. Очень кстати к нашей исследовательской работе подключилась наша коллега-поисковик, в то время работавшая в Лениногорском краеведческом музее, Наталья Геннадьевна Рогожина. Она побывала в администрации курорта «Бакирово», встретилась со старожилами и в архиве курорта нашла интересующие нас документы: «…Приказ № 40 по курорту Бакирово от 15 сентября 1944 года. Тов. Гейдан В.И. считать погибшей при аварии самолета санитарной авиации в 13 часов 15 минут. При аварии погиб сын т. Гейдан – Адольф, летчик Пчелкин П.Ф. погиб и тяжело ранены больной Алексеев А.А. и начальник курортного отдела Татнаркома т. Солдатова А.Е…».

Оставалось уточнить полные данные на погибшего летчика и установить обстоятельства данной катастрофы. В Центральном архиве Министерства обороны РФ мы нашли учетно-послужную карточку (УПК) Пчелкина, а вот документов о катастрофе в архиве не оказалось.

Площадка «Бакирово». Самолет С-2. 1944 г.

Площадка «Бакирово». Самолет У-2. 1944 г.

Площадка «Бакирово». Самолеты С-2 и У-2. 1944 г.

Как вы помните, уважаемые читатели, рассказ начался с того, что работа с архивными документами Российского государственного архива экономики (РГАЭ) помогает нам установить данные о летчиках, погибших в небе Татарстана. Так вот, сведения о катастрофе самолета Пчелкина мы нашли именно там. 15 сентября 1944 года летчик 32 авиаотряда специального назначения Уральского управления ГВФ младший лейтенант П.Ф.Пчелкин выполнял санитарное задание. Из Казани, сделав посадку на дозаправку в Чистополе, Пчелкин полетел в Бакирово. Здесь он взял на борт врача, которого должен был доставить в н.п.Ютаза, но, вопреки заданию, кроме врача взял еще троих пассажиров (как мы теперь понимаем ими и были больной госпиталя Алексеев, мать и сын Гейданы). Самолет взлетел, но из-за явного перегруза произошла катастрофа. В акте расследования говорится: «…В результате перегруженный самолет (весь груз находился в задней кабине, а также и пассажиры) вошел в штопорное положение и ударился в землю в 10 метрах от места начала взлета. Через 2,5-3 часа пилот и двое пассажиров (медсестра и ее сын 13 лет) скончались. Врач и второй пассажир доставлены в больницу…».

Помимо того что архивные документы РГАЭ помогают установить ранее неизвестные имена погибших летчиков и других авиационных специалистов, мы находим в них гигантский пласт исторических документов о других событиях применения авиации в годы Великой Отечественной войны на территории Татарстана. Так, архивные документы подтвердили еще одну легенду, связанную с Казанью.

Однажды наш коллега Сергей Красильников, исследователь боевых действий и личного состава ВВС Северного флота в годы Великой Отечественной войны, рассказал историю, которую слышал от своего отца Юрия Георгиевича Красильникова. Здесь стоит сделать небольшое отступление и рассказать немного о семье Красильниковых. Юрий Георгиевич Красильников, отец Сергея, родился в 1931 году, и в годы войны жил в Казани вместе с матерью, врачом казанского аэроклуба. После войны вся жизнь Юрия Георгиевича была связана с Казанским авиамоторным заводом. В 1989 году он был избран народным депутатом Верховного Совета СССР, с 1992 года возглавлял Департамент авиационной промышленности Минпрома России, сейчас на заслуженной пенсии, живет в Казани. Дед Сергея по материнской линии – Филиппов Сергей Дмитриевич – бывший начальник летной части казанского аэроклуба, погибший 29 октября 1942 года в составе 255-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота. Становится понятен интерес Сергея к изучению истории ВВС СФ и той большой работе, которую он проводит по увековечению памяти погибших летчиков-североморцев.

Вернемся к истории Сергея Красильникова. Его отец рассказывал, что летом 1942 года одним из излюбленных мест, где они играли с пацанами, был Архиерейский лес, который находится на высоком берегу озера Средний Кабан в Казани. В этом лесу они лазили по большому четырехмоторному самолету, который еще в 1941 году сел на вынужденную посадку, и был брошен там, так как восстановлению не подлежал. Когда точно упал самолет, Юрий Георгиевич не помнил, точнее не знал. Просто этот эпизод из детства он зафиксировал в своей памяти.

Естественно, я записал данную историю и стал просматривать в компьютерной базе данных все события с четырехмоторными самолетами периода Великой Отечественной войны на территории Татарстана. Источниками этой базы данных являются архивные документы, которые мы собираем уже несколько лет при проведении исследовательской работы по теме истории авиации в Татарской АССР. В годы войны в советской авиации было всего два основных самолета, которые имели четыре мотора, это ТБ-3 и ТБ-7 (впоследствии переименованный в Пе-8). Никаких упоминаний, что в районе Архиерейской дачи (так называется этот район в Казани) разбился военный самолет, я не нашел. Но приступив к изучению документов, поступивших из РГАЭ, я понял свою ошибку. В документах ГВФ самолеты ТБ-3 имели гражданское наименование! А точнее, назывались Г-2 (грузовой второй). И вот именно под таким типом самолета в базе данных я нашел интересующую информацию: 22 октября 1941 года из-за плохой видимости при тумане совершил вынужденную посадку на лес в 6 км от аэродрома Казань самолет Г-2 Л-1495 (ТБ-3 заводской номер 22506) из состава 8-й авиационной эскадрильи Московской авиагруппы особого назначения, пилотируемый командиром корабля Веховым. В результате посадки самолет разбит, подлежит списанию, экипаж 5 человек и 3 пассажира живы.

Самолет ТБ-3 на вынужденной посадке.

Самолет ТБ-3 на вынужденной посадке.

Вот так история, рассказанная жителем Казани, получила документальное подтверждение. Но, к сожалению, не все легенды и истории, которые узнают поисковики, удается разгадать и подтвердить так быстро. Иногда на «распутывание такого клубка» уходят годы…

Еще одна история с самолетом ТБ-3, разбившемся на территории Татарстана, требует продолжения и окончательного завершения. В 2011 году поисковикам РОМО «Объединение «Отечество» РТ пришла информация, что в районе между селами Кутлу-Букаш и Биектау Рыбно-Слободского района Татарстана есть заброшенная могила и в ней якобы захоронены погибшие в годы войны летчики с разбившегося самолета. Поисковики Татарстана за эти годы провели несколько полевых выездов, пытаясь выяснить имена пилотов и обстоятельства их гибели. В первом сообщении говорилось, что могила находится на краю оврага, рядом с дорогой от одного села к другому. При полевом выезде она была обнаружена – обнесенная железной оградой, но заброшенная и частично разрушенная. Однако при обращении в администрацию Рыбно-Слободского района выяснилось, что эта могила не относится к воинским захоронениям. «...В Рыбно-Слободском муниципальном районе в отделе ЗАГС нет документально зафиксированных данных о захоронении летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, между селами Кутлу-Букаш и Биектау, да и старожилы не помнят такого случая. По данным краеведов, между этими селами на самом деле имеется могила святых вне кладбища. В этом месте проходила дорога (в настоящее время пашня), этот овраг называли шайтан овраг (чертов овраг). Были случаи, когда люди, попавшие ночью в пургу, в этом месте сбивались с дороги и замерзали…».

Спустя некоторое время в адрес поисковиков пришло еще одно сообщение от местных жителей, где говорилось, что могила двух летчиков находилась на окраине села Кутлу-Букаш, в районе так называемого места «Каменная река». По словам старожилов, могила находилась рядом с большой березой, единственной в этом месте. На могиле был установлен пропеллер самолета и лежало большое колесо. В октябре 2014 года мы выехали на место, чтобы зафиксировать данную могилу, и здесь встретили местного жителя (лет 45-50), который пас коров. Он подтвердил, что действительно рядом с березой существовало захоронение, но кто там похоронен – никому не известно. Береза та до сих пор растет, но рядом нет никаких признаков могилы. По словам местного жителя, могила была огорожена деревянным забором, но со временем забор разрушился. Рядом с березой, приблизительно метрах в ста, находится еще одно захоронение, огороженное небольшим деревянным заборчиком, в центре растет небольшой кустарник. Проведенная полевая разведка в районе нахождения обоих могил ничего не дала. Никаких обломков самолета обнаружено не было.

Место «Каменная река» у села Кутлу-Букаш.

Место «Каменная река» у села Кутлу-Букаш.

Здесь стоило бы поставить точку, ведь не было найдено никаких подтверждающих документов и точных воспоминаний старожилов, но в один из выездов в Центральный архив Министерства обороны РФ удалось найти интересный документ, в котором упоминается это село. В донесении командования 9-го запасного авиаполка в штаб ВВС Московского военного округа от 21 марта 1942 года (в это время все воинские подразделения, дислоцирующиеся в Татарской АССР, подчинялись МВО) передавались сведения о самолетах и моторах, находящихся на территории дислокации полка: «…Самолеты, сидящие на вынужденных посадках: самолет ТБ-3 в районе Кутлубукиш, д.Катнаш…». Понятно, что в донесении название населенных пунктов написаны с ошибками, но недалеко от села Кутлу-Букаш на старых картах отмечена и деревня Катмыш. К сожалению, на данный момент поисковики еще не смогли установить судьбу этого самолета, но будьте уверены, что рано или поздно мы узнаем и ее.

Повторяем, на территории Татарстана еще остаются могилы неизвестных летчиков, чьи имена и обстоятельства их гибели еще предстоит установить. И надежда есть, ведь с каждым годом даже в открытых источниках появляются все новые и новые ранее недоступные исследователям архивные документы. Только в последнее время на сайте Министерства обороны Российской Федерации в ОБД «Мемориал» появились сведения из Картотеки ранений филиала ЦАМО (военно-медицинских документов) и Картотеки политработников ЦАМО. Доступ к этим данным позволяет поисковикам уточнять многие сведения, в том числе об умерших в госпиталях Казани. Появляются новые персональные данные на личный состав Красной Армии, которые вообще не значились в базе данных РОМО «Объединение «Отечество» РТ как захороненные на территории республики. Например, при подготовке второго издания книги «Всех назовем поименно» были обнаружены сведения на командира 1-го запасного авиаполка (в других документах 1-го истребительного авиаполка) капитана Г.Ф.Мельникова, на старшего сержанта 173-го гвардейского штурмового авиаполка А.А.Кузнецова и на других авиаторов.

Поисковики продолжают работу в Центральном архиве Министерства обороны РФ с фондами авиационных частей, которые дислоцировались, получали новые самолеты, летчики проходили переподготовку в Казани. Так, при изучении документов Управления 8-й запасной авиационной бригады, полков и других подразделений, входящих или оперативно подчинявшихся бригаде, в разное время выявлены ранее неизвестные имена погибших военнослужащих.

Работа продолжается. И нам еще многое нужно сделать, чтобы в истории не было белых пятен.

Еще неизвестна фамилия штурмана самолета Пе-2 из экипажа батальонного комиссара 128 бомбардировочного авиационного полка Г.А.Сельянова, погибшего 7 октября 1941 года. Из документов смогли узнать лишь фамилии летчика и воздушного стрелка-радиста самолета. Неизвестны имена штурмана и воздушного стрелка-радиста самолета СБ, пилотируемого старшим лейтенантом П.П.Морозовым, из состава ночной группы 128 бомбардировочного авиаполка, погибших в ночь с 29 на 30 августа 1941 года.

Также мы не знаем имен погибших в катастрофе, произошедшей в первой половине 1943 года при переобучении 18-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка. На данный момент удалось найти один документ, в котором эта трагедия упоминается: «…Штабом 9-го ЗАП не оформлен в срок аварийный материал по катастрофе, произошедшей в 18-м маршевом авиаполку, на основании якобы приказа ВВС МВО № 0203 1942 года. Никаких мер в отношении 18-го АП не оформившего материал командиром 9-го ЗАП не принято. Полк убыл на фронт не оформив катастрофу…».

Донесение 8-й запасной авиабригады о катастрофе самолета 18-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка.

Донесение 8-й запасной авиабригады о катастрофе самолета
18-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка.

Остаются неизвестными имена летчиков, погибших 20 марта 1942 года и похороненных на гражданском кладбище в селе Малые Кабаны Лаишевского (в годы войны – Столбищенского) района Татарстана. О существовании данного захоронения поисковики РОМО «Объединение «Отечество» РТ узнали зимой 2017 года во время проведения республиканского «Марша Памяти», который проходил в Лаишевском районе.

По словам старожилов, самолет упал 20 марта 1942 года рядом с деревней Малые Кабаны. Жители вспоминали, как зимой на санях в местный клуб были привезены несколько гробов, обитых красной тканью. Но, к сожалению, данные о количестве погибших разнятся до сих пор. Кто-то вспоминает, что погибших было шесть человек, другие говорили, что хоронили только троих. Обстоятельства и имена погибших остаются неизвестными. Скорее всего, в годы войны на месте захоронения летчиков была установлена пирамидка с фамилиями погибших, но за прошедшие годы время стерло их имена не только с временного памятника, но и из памяти людей. В 50-60-е годы прошлого столетия деревянную пирамидку поменяли на памятник из каменной крошки, но данные на погибших уже не сохранились. Поэтому на памятнике появилась надпись: «Летчикам, погибшим 20 марта 1942 года».

В 2017 году поисковики решили обновить памятный знак, так как старый находился в плачевном состоянии. Кроме того, выяснилось, что данное воинское захоронение до сих пор не было поставлено на учет в местных органах власти и военного управления.

Участвуя во всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц, организованном Федеральным агентством по делам молодежи, поисковики Татарстана одним из мероприятий проекта «Земля Памяти» предусмотрели проведение работ по замене памятника на могиле летчиков. Параллельно специалисты объединения «Отечество» продолжали архивно-исследовательскую работу с местными и центральными ведомственными и государственными архивами, встречались со старожилами, которые хоть как-то смогут помочь в деле установления имен погибших. Сейчас появились определенные гипотезы, которым необходимы документальные подтверждения. Вот тогда на памятной стеле появятся имена погибших членов экипажа самолета.

17 октября 2018 года инициативной группой проекта «Земля памяти», в которую входили представители поисковых отрядов РОМО «Объединение «Отечество» РТ, Лаишевской МО РОГО «ДОСААФ» РТ и ученики МБОУ «Большекабанская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района РТ, были проведены работы по замене памятника летчикам. 29 октября 2018 года на кладбище в селе Малые Кабаны Лаишевского района прошла торжественно-траурная церемония открытия памятника на могиле экипажа самолета, погибшего под Казанью. В мероприятии приняли участие поисковики Татарстана (отряды города Казани: «Разведка», «Легион» Университета управления «ТИСБИ», «Снежный десант» гимназии № 139, «Звездный» лицея № 35, «Книга Памяти» КНИТУ-КАИ, «Красная Стрела» КИУ; ВПК «Пламя» с.Рождествено и ВПК «Отечество» с.Столбище), представители администрации Большекабанского сельского поселения, ученики и учителя Большекабанской средней школы, Лаишевской МО РОГО «ДОСААФ» Республики Татарстан.

Памятник на могиле летчиков в с.Малые Кабаны в 2017 и 2018 годах.

Памятник на могиле летчиков в с.Малые Кабаны в 2017 и 2018 годах.

В первом издании книги мы также рассказывали, что нам были неизвестны обстоятельства катастрофы двух самолетов Пе-2 из состава 72-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС 7-й Отдельной армии, которая произошла 3 марта 1942 года. На тот момент были известны имена только трех членов экипажа этих самолетов: летчика лейтенанта Совета П.Д., летчика старшины Журавлева Л.З. и штурмана одного из самолетов лейтенанта Полякова Б.Ф. Имена еще трех летчиков известны не были. И вот, проведя скрупулезную исследовательскую работу в Центральном архиве Министерства обороны РФ с документами 8-й запасной авиабригады, 9-го запасного авиаполка, 72-го скоростного бомбардировочного авиаполка, удалось установить неизвестные имена и обстоятельства данной катастрофы. Причем в фондах учебных авиаподразделений (8-й ЗАБр и 9-й ЗАП) мы смогли обнаружить только косвенные упоминания о катастрофе, а вот в делах 72-го СБАП нашли описание катастрофы. Пришлось пересмотреть большое количество архивных дел полка, даже предвоенного периода, чтобы установить полные данные на погибших. Оказалось, что в документах о катастрофе приведены социально-демографические данные только на летчиков и штурманов самолетов, а вот данные стрелков-радистов были представлены только в виде фамилий и воинских званий.

Фотография из акта расследования катастрофы двух самолетов Пе-2 72-го СБАП. 3 марта 1942 года.

Фотография из акта расследования катастрофы
двух самолетов Пе-2 72-го СБАП. 3 марта 1942 года.

Для примера приведем ряд документов. Донесение штаба 9-го ЗАП в адрес командующего ВВС МВО: «…Представляю материал по катастрофе самолетов Пе-2 № 2/15 с моторами М-105р № 125-14 и 115-1023 и Пе-2 № 20/14 с моторами М-105р № 125-18 и 115-980, пилотируемых пилотами 72 АП – младшим лейтенантом Совет Петром Демьяновичем и старшиной Журавлевым Леонидом Зиновьевичем, происшедшей 3 марта 1942 года в 11.00 на площадке Самосырово (восточнее г.Казань, 12 км) во время выполнения 15-го упражнения программы переучивания на самолете Пе-2 (стрельба по щитам)…».

Акт расследования: «…3 марта 1942 года звено командира звена старшего лейтенанта Захарова в составе 3-х летных экипажей имели задачу произвести учебно-боевой полет по упражнению 15 программы переучивания на самолете Пе-2.

Кроме того, ставилось целью: 1. Отработка групповой слетанности звена. 2. Дать практику командиру звена в управлении звеном в воздухе. 3. Отработка согласованных действий звена в воздухе.

В 9 часов 55 минут 3 марта 1942 года звено произвело взлет одиночно и в строю клин ушло на полигон. Командир звена Захаров с первых заходов бомбы не сбросил и пошел на повторное пикирование, а ведомые сбросив бомбы ушли в район сбора и не дождавшись командира звена самовольно ушли на стрелковый полигон, первым летчик Совет, а за ним пилот Журавлев. Увидев цель и убедившись, что полигон открыт, летчик Совет сделав заход по большому кругу на высоте 700 метров вошел в плоскость стрельб и перевел самолет в пике для стрельбы по щиту, в это время пилот Журавлев сделав малый круг на высоте 300 метров проходил над целью и не видя друг друга летчик Совет отрубил хвост у самолета пилота Журавлева и, как видно, убил себя, в результате столкновения оба экипажа в количестве 6 человек – погибли. Самолеты оба сгорели…».

Данные документы были составлены командованием 9-го запасного авиаполка, в составе которого проходил курс обучения 72-й СБАП. К этим документам также прилагались фотографии с места катастрофы, рапорты целой группы офицеров: руководителя полетами из управления 8 ЗАБр подполковника П.И.Кондратьева, командира 1 АЭ 72 СБАП капитана Белявского, командир звена 1 АЭ 72 СБАП старшего лейтенанта Захарова, механика авиазвена 72 СБАП воентехника 1 ранга Клюева, авиамеханика самолета воентехника 2 ранга Полякова. Но в этих документах ни разу не был озвучен полный состав экипажей разбившихся самолетов.

И лишь запросив документы 72-го авиаполка в деле с материалами по авариям и поломкам самолетов, удалось найти проекты актов расследования, где были расписаны составы экипажей самолетов: «…3 марта 1942 года звено командира звена старшего лейтенанта Захарова в составе 3-х летных экипажей:

1. Командир звена, старший лейтенант Захаров, стрелок-бомбардир звена, старший лейтенант Олешко, стрелок-радист, сержант Пантелеев;

2. Летчик, лейтенант Совет, стрелок-бомбардир звена, лейтенант Поляков, стрелок-радист, сержант Лемешко;

3. Пилот, старшина Журавлев, стрелок-бомбардир лейтенант Фадеев, стрелок-радист, младший сержант Бабешко…».

Это был первый документ, который раскрыл нам фамилии всех членов экипажей самолетов. Так мы узнали, что в братской могиле на кладбище в д.Кощаково также покоятся лейтенант Фадеев, сержанты Лемешко и Бабешко. Но в акте не указывались имена и отчества погибших, не было даже инициалов. Тогда пришлось заказывать все архивные дела 72-го СБАП за 1941 и 1942 годы (дела предвоенного периода оказались самыми полезными). Просматривая приказы по полку и сводные списки личного состава полка, были установлены полные данные погибших: лейтенант Николай Васильевич Фадеев, сержант Леонид Фомич Бабешко, младший сержант Георгий Николаевич Лемешко.

В это же время поисковики РОМО «Объединение «Отечество» РТ встретились с уроженцем села Кощаково, военным летчиком 1-го класса Петром Сергеевичем Антоновым. Он смог оказать значительную помощь в сборе информации от старожилов сел Званка и Кощаково, которые, проживая поблизости от военного аэродрома Самосырово, были свидетелями как минимум трех катастроф и нескольких вынужденных посадок. Первым и самым информативным источником для нас стала мать Петра Сергеевича – Антонова Вера Михайловна, 1928 года рождения, уроженка села Званка. В Старом Кощаково поделились своими воспоминаниями Анна Яковлевна Петухова (1926 г.р.) и Сергей Васильевич Леонтьев (1932 г.р.).

Жители с.Кощаково П.С.Антонов, В.М.Антонова и поисковик А.Камзолов.

Жители с.Кощаково П.С.Антонов, В.М.Антонова и поисковик А.Камзолов.

О захороненных на Кощаковском кладбище летчиках П.С.Антонов рассказывал: «…Это был экипаж в составе: Б.Полякова (кто он летчик? штурман? воздушный стрелок?), второй – Фадеев (со слов матери на пирамидке со звездой ранее была фотография в летном обмундировании и шлемофоне).

Еще вначале было непонятно, почему на месте захоронения стояли только две красные пирамидки. По словам очевидцев, хоронили шесть человек. Было приготовлено шесть гробов, которые лежали на конюшне села Кощаково, тела летчиков находились в барском доме в д.Званка…».

В общем, подтвердилось, что в селе Кощаково были захоронены два экипажа из состава 72-го СБАП. А две пирамидки на могилах могут означать, что каждый экипаж был захоронен в отдельной могиле.

Могила летчиков в с.Кощаково.

Могила летчиков в с.Кощаково.

Эта история еще раз наглядно демонстрирует, по каким крупицам приходится собирать сведения на военнослужащих, погибших на земле Татарстана, чтобы достойно увековечить их имена.

И эту работу мы обязательно продолжим…


Илья Геннадьевич Прокофьев.

г.Казань, декабрь 2018 года.


Предыдущая   Следующая


На начало

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первому изданию
Продолжение истории
АВДЕЕВ Петр Яковлевич
АГАФОНОВ Николай Васильевич
АДАМОВ Евгений Петрович
АЗАРОВ Виктор Алексеевич
АНДРИЯНОВ Николай Леонтьевич
АНДРИЯШКИН Петр Михайлович
АРХИПОВ Михаил Григорьевич
БАБЕШКО Леонид Фомич
БАЛАХНИН Константин Алексеевич
БАЛЯСНИКОВ Алексей Константинович
БАРАНОВ Михаил Федосеевич
БАРАШЕВИЧ Борис Петрович
БАРКОВ Аристарх Фомич
БЕЛЯЕВ Константин Михайлович
БЕЛЯНУШКИН Александр Тимофеевич
БЕРЕЖИНСКИЙ Михаил А.
БЕРЕСТОВСКИЙ Владимир Константинович
БИРЮКОВ Дмитрий Дорминдонтович
БОГДАНОВ Георгий Борисович
БОЛУКОВ Василий Георгиевич
БОЧАЛОВ Андрей Николаевич
БУБЛИК Федор Александрович
БУЛКА Андрей Иванович
БУТИН Осип Иванович
БУХАНОВ Иван Петрович
ВАЛИУЛЛИН Зайнулла
ВАНИФАТОВ Владимир Кириллович
ВАРАВКА Андрей Павлович
ВАСИЛЕНКО Михаил Федорович
ВАШКЕВИЧ Владимир Федорович
ВВЕДЕНСКИЙ Валентин Петрович
ВЬЮГОВСКИЙ Геннадий Филиппович
ГАЗЕЕВ Михаил Николаевич
ГАЛКИН Александр Андреевич
ГАЩЕНКО Григорий Иванович
ГНЕЗДИЛОВ Григорий Григорьевич
ГОРБУНОВ Анатолий Васильевич
ГОРДЫГА Иван Кондратьевич
ГОРИШНЫЙ Василий Алексеевич
ГРОМОВОЙ Алексей Матвеевич
ГРУДАКОВ Иван Степанович
ГУБЕНКО П. Н.
ГУНДОРОВ Михаил Иванович
ГУСЕВ Андрей Прохорович
ДЕМЕНТЬЕВ Иван Федорович
ДИКОВ Георгий Михайлович
ДМИТРИЕВ Владимир Алексеевич
ДМИТРИЕВ Григорий Дмитриевич
ДОРОФЕЕВ Анатолий Степанович
ДРАЧЕВСКИЙ Николай Петрович
ДУДИН Павел Иванович
ДУЛЬНЕВ Ерминингольд Васильевич
ДЬЯКОНОВ Леонид Александрович
ЕВСЕЕВ Василий Петрович
ЕГОРОВ Иван Егорович
ЕГОРОВ Иван Семенович
ЕЖКОВ Павел Иванович
ЕЖОВ Федор Ильич
ЕКИМОВ Арсений Иванович
ЕРЕМИН Петр Васильевич
ЕРОФЕЕВ Петр Владимирович
ЕФРЕМОВ Федор Михайлович
ЖАНДАРОВ Петр Максимович
ЖИДКИХ Василий Степанович
ЖИЛИН Сергей Николаевич
ЖУРАВЛЕВ Леонид Зиновьевич
ЗАВЬЯЛОВ Анатолий Иванович
ЗАДУБРОВСКИЙ Алексей Николаевич
ЗАНКИН Алексей Антонович
ЗЕВАХИН Михаил Степанович
ЗЕМСКОВ Александр Иванович
ЗОЛОТАРЕНОК Василий Дмитриевич
ИВАНОВ Александр Александрович
ИВАНОВ Алексей Дмитриевич
ИВАНОВ Алексей Иванович
ИВАНОВ Дмитрий Егорович
ИВАНОВ Иван Сергеевич
ИВАНОВ Николай Николаевич
ИВАНОВ Сергей Ефимович
ИВАШОВ Николай Иванович
ИГЛИН Владимир Михайлович
ИЗНАИРСКИЙ Борис Леонидович
ИКОННИКОВ Петр Тимофеевич
ИЛЬИН Иван Алексеевич
ИСАЕВ Виктор Викторович
КАРАГАНОВ Анатолий Александрович
КАРАНДЕЕВ Михаил Михайлович
КАРИМОВ Ахмет Валиахметович
КВИТКО Иван Яковлевич
КИРШИН Петр Кириллович
КИСЛЯКОВ Виктор Федорович
КЛЕНИН Иосиф Иосифович
КЛЕПЦОВ Василий Георгиевич
КЛЮЧАРЕВ Илья Сафронович
КОВАЛЕВ Аким Харитонович
КОВАЛЕВ Борис Александрович
КОВАЛЬ Иван Яковлевич
КОЗЛОВ Федор Ильич
КОЛОБАЕВ Петр Васильевич
КОЛОМЕЕЦ Леонид Павлович
КОЛОТУХИН Павел Петрович
КОЛЬЦОВ Владимир Дмитриевич
КОНОНОВ Александр Ефимович
КОНОНОВ Антон Николаевич
КОРОЛЬКОВ Николай Львович
КОРПАЧЕВ Иван Иванович
КОСМАКОВ Алексей Михайлович
КРАВЕЦ Иван Сергеевич
КРАВЦУНОВ Василий Емельянович
КРАДЕНОВ Владимир Кузьмич
КРИНИЧНЫЙ Михаил Маркович
КРУГЛИКОВ Пантелеймон Григорьевич
КРЮКОВ Павел Иванович
КРЯЖЕВ Михаил Семенович
КУДРЯВЦЕВ Алексей Васильевич
КУДРЯВЦЕВ Михаил Васильевич
КУЗНЕЦОВ Алексей Александрович
КУЗНЕЦОВ Виталий Алексеевич
КУЗЬМИН Александр Кузьмич
КУРЧАНОВ Петр Иванович
ЛАПКО Александр Федорович
ЛЕМЕШКО Георгий Николаевич
ЛОБИНЦЕВ Дмитрий Яковлевич
ЛОЙКО Виктор Михайлович
ЛОПАТИН Иван Кузьмич
ЛУЧНИКОВ Петр Гурьевич
ЛЫЖЕНКО Николай Александрович
ЛЯПИН Михаил Иванович
МАКАРЕНКО Павел Фомич
МАКАРОВ Владимир Николаевич
МАКСИМОВ Н.
МАЦНЕВ Владимир Захарович
МЕЛЬНИКОВ Геннадий Флегонтович
МЕРЕЖКО Степан Иванович
МОРОЗОВ Петр Петрович
МУРАВЬЕВ Сергей Яковлевич
НАЗАРОВ Николай Иванович
НЕЛЮБИН Константин Прокофьевич
НЕМЕТ Людвиг Ойгенович
НЕЧАУСОВ Александр Илларионович
НИКИТИН М. И.
НИКИШИН Иван Егорович
НИКОЛАЕВ Александр Фролович
НОВИКОВ Дмитрий Михайлович
НОВИКОВ Евгений Васильевич
ОВЕЧКИН Артем Лукич
ОВЕЧКИН Федор Алексеевич
ОСИПОВ Сергей Андреевич
ПАНОВ Евгений Сергеевич
ПАШКОВ Александр Яковлевич
ПЕРЕСКОК Владимир Семенович
ПЕТЛЯКОВ Владимир Михайлович
ПЕЧНИКОВ Алексей Васильевич
ПЛЕСКАЧ Андрей Аникеевич
ПОЛЯКОВ Борис Федорович
ПОЛЯКОВ Дмитрий Григорьевич
ПОПКОВ Борис Васильевич
ПОПОВ Дмитрий Никифорович
ПРОНИН Борис Петрович
ПРОХОРОВ Михаил Тимофеевич
ПРЯНИЧНИКОВ Константин Гаврилович
ПЧЕЛКИН Петр Филиппович
РАССЫПНОЙ Михаил Самуилович
РЕУТОВ Павел Андреевич
РЕШЕТЬКО Василий Федорович
РОЖКОВ Иван Иванович
РУДАКОВ
РУКАВИЦИН В. Н.
РУСОВ Григорий Михайлович
РУЩЕНКОВ Георгий Иванович
РЫНИН Николай Алексеевич
РЯБОВ Иван
САВОЧКИН Иван Никитович
САГАЛАЕВ Василий Михайлович
САСОВ Василий Максимович
САФРОНОВ (СОФРОНОВ) Василий Осипович
СЕЛЬЯНОВ Герасим Андреевич
СЕМЕНОВ Александр Семенович
СЕМЕНОВ Василий Васильевич
СЕРГЕЕВ
СЕРГЕЕВ Николай Яковлевич
СЕРГЕЕВ Сергей Тимофеевич
СЕРИКОВ Иван Андреевич
СЕРКИН Николай Алексеевич
СИГАНЕВИЧ Израиль Львович
СИНОТОВ Сергей Иванович
СКРЕБНЕВ Василий Дмитриевич
СКУРАТОВ Геннадий Семенович
СМОТРИЦКИЙ Георгий Александрович
СНОПКОВ Владимир Иванович
СОВЕТ Петр Демьянович
СОКОЛОВ Алексей Ефимович
СОЛОВЕЙЧИК Синай Львович
СОЛОВЬЕВ Алексей Иванович
СОРОКИН Тихон Данилович
СОТНИКОВ П.
СПЕКТОР Леонид Соломонович
СТАВРОВСКИЙ Борис Петрович
СТАРКОВ Петр Максимович
СТРЕЛЬНИКОВ Серафим Сергеевич
СУРОВ Александр Александрович
СУХИН Анатолий Николаевич
СЫЧКОВ Петр Григорьевич
ТАЛЬКО Александр Николаевич
ТЕРСИНЦЕВ Александр Михайлович
ТЕТЮЕВ Михаил Михайлович
ТИМАШКОВ Сергей Алексеевич
ТИМОШЕНКО Павел Евменович
ТКЕБУЧАВА Александр Давидович
ТРУБАЧЕВ Сергей Михайлович
УГРЮМОВ Михаил Михайлович
УСАНИН И. В.
УСАЧЕВ
УСТИНОВ Степан Петрович
ФАДЕЕВ Николай Васильевич
ФАТЕЕВ Петр Федорович
ФЕТИСОВ Константин Федорович
ФОМИЧЕВ Сергей Николаевич
ХАЙРУТДИНОВ Бадретдин Хайрутдинович
ХАМИДУЛИН Ильет
ХОДОСОВЦЕВ Владимир Николаевич
ХУРТАК Петр Самойлович
ЦЫГАНОВ Василий Михайлович
ЧАЛОВСКИЙ Анатолий Александрович
ЧЕПЕЛА Михаил
ЧЕРНЫХ Яков Пантелеевич
ЧЕРНЫШ Виктор Григорьевич
ЧУГАЙНОВ Семен Алексеевич
ШАЛИК Евсей Мартьянович
ШАРИПОВ Салих Фат(ихо)вич
ШАТИЛОВ
ШЕВЧЕНКО Иван Григорьевич
ШЕЛУДЬКО Владимир Петрович
ШИРОКОВ Михаил Васильевич
ШМОНИН Сергей Семенович
ШПИГУН Дмитрий Андрианович
ШУСТВАЛЬ Григорий Петрович
ЩЕРБАКОВ Василий Григорьевич
ЩИПАНОВ Виктор Тимофеевич
ЯРЛЫЧЕНКО Федор Петрович
ЯРОШЕНКО Александр Васильевич
Благодарности
Литература

Сведения о похороненных в Татарстане воинах постоянно уточняются, за информацией обращайтесь в Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество» (г.Казань): телефон: +7-(843)-555-02-55, e-mail: mipc@mail.ru.