Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№2 (73) Март 2010



НА ДНЕ ОЗЕРА ЧЕРНОЕ



Информация о том, что на дне озера Черное Чагодощенского района Вологодской области находятся обломки самолета, поступила в Вологодский поисковый отряд (руководитель Иван Александрович Дьяков) зимой 2008-2009 года. Со слов одного из местных жителей, его отец в 1946 году трактором вытащил на берег хвост самолета, из дюраля которого впоследствии оббивали деревенские лодки. Также в послевоенное время в этом месте рыбаки постоянно цеплялись сетями за обломки самолета.

В январе 2009 года вологодские поисковики провели разведывательную экспедицию с целью поиска места падения самолета. Со льда, миноискателем был обследован район указанный местными жителями. В одном месте были обнаружены сильные аномалии. Через вырубленные во льду отверстия, щупами было установлено, что на дне находятся металлические предметы. Глубина в этом месте достигала 1,5 - 2 метра.

Изучая историю боевой деятельности советской авиации в годы Великой Отечественной войны на северо-западе нашей страны мы знали, что в этом районе, на границе трех областей Ленинградской, Новгородской и Вологодской, с 1941 по 1945 годы находился учебный центр по подготовке и обучению морских летчиков Краснознаменного Балтийского флота (ВВС КБФ), штаб которого находился в поселке Богослово Новгородской области. В этом центре летчиков учили приемам боевой работы. Перед убытием на фронт вновь сформированные авиаполки КБФ и отдельные летчики, призванные из запаса, отрабатывали на полигонах различные варианты бомбоштурмовых ударов. Для обучения пилотов морской авиации действовать и бомбить морские цели почти все тренировки проводились над озерами, которых в этих местах множество. Так и озеро Черное, использовалось авиацией КБФ как морской полигон. Поэтому, получив информацию от вологодских поисковиков, о том, что в водах озера обнаружено место падения самолета, мы пришли к выводу, что архивный поиск стоит начинать именно с документов Центрального военно-морского архива, который находится в городе Гатчина Ленинградской области.

Проведя исследовательскую работу с документами архива, было установлено, что 22 октября 1942 года при тренировочном полете с высоты 1000 м свалился в штопор и затонул в озере Черное самолет Ил-2 из состава 57-го штурмового авиаполка ВВС КБФ (заводской номер 1879924 с мотором АМ-38 № 292052), летчик погиб. Пилотировал данный самолет командир запаса летчик 1 АЭ Монетов Александр Николаевич, 1914 г.р., Уроженец: Ростовской области, города Новочеркасск. В далеком 1942 году, его жена Монетова Феофания Георгиевна проживала по ул. Кавказская, д. 74. Призван на фронт А.Н. Монетов был в 1941 году Новочеркасским ГВК.

После изучения архивных материалов поисковиками было принято решение о проведении полевой экспедиции, с целью найти обломки самолета и поднять со дна озера останки погибшего пилота и его торжественного погребения.

И вот первая экспедиция началась. В течение трех дней с 28 по 31 мая 2009 года силами Вологодского поискового отряда (руководитель Иван Александрович Дьяков) и поискового отряда из Санкт-Петербурга «Рубин» (руководитель Николай Анатольевич Михайлов) были проведены подводные работы с целью поиска и подъема обломков самолета. В результате работы было установлено, что самолет в озеро упал отвесно, мотором вперед. При соприкосновении с водой с детонировали авиабомбы, которые были подвешены на самолете, произошел сильный взрыв, разметав обломки самолета в радиусе более 10 метров. Так как, глубина в озере небольшая, скорее всего, мотор и бронебочка с летчиком ушли глубже в песок, на поверхности дна остались небольшие фрагменты самолета. При спуске под воду аквалангистами Виталием Смирновым (г. Череповец) и Николаем Михайловым (г. Санкт-Петербург) были подняты на поверхность различные мелкие обломки брони (в основном навесные фрагменты, которые защищали мотор самолета) и дюраля, вытащена одна стойка шасси. На створке шасси обнаружена бирка с заводским номером самолета: 9924. Также на различных дюралевых обломках обнаружены следующие выбитые номера: 1363, 1297. Обнаружены два ствола от пулеметов ШКАС с номерами обоих пулеметов: 744130 4550 и 782981 4037, также обнаружена одна часть от пушки ШВАК с номером пушки: ЛР 293. На броне (часть защиты маслорадиатора) краской нанесены цифры: 1-1.

Тем самым в результате проведенной экспедиции было точно установлено место падения самолета в воды озера Черное и самое главное, обнаруженным заводским номером самолета, нами было вещественно доказано, что обнаруженные обломки действительно относятся к описанному в архивных сведениях событию.

В связи с тем, что условия работы были весьма тяжелыми, так как видимость в воде от силы достигала расстояния протянутой руки, и для полного извлечения обломков самолета со дна озера требовалось сначала размыть ил и песок, под которыми находились основные конструкции самолета, мы пришли к выводу, что необходимо готовится к серьезной экспедиции и оптимальное время для ее проведения было бы зимнее время, когда озеро будет покрыто льдом.

Перед тем как выехать на место гибели самолета зимой 2010 года, вологодские поисковики под руководством Ивана Дьякова, провели большую организационную работу по согласованию всех вопросов с администрацией Чагодощенского района Вологодской области и привлечению водолазов специалистов из МЧС (Сергей Викторович Булочкин, Сергей Юрьевич Корнюшов - пожарный отряд № 6, часть № 30, Виктор Александрович Архипов – поисково-спасательный отряд МЧС г. Бабаево) что, конечно же, не могло ни сказаться на результатах работы. Глава района Игорь Игоревич Яблочков взял на себя заботы по обеспечению экспедиции, и тем самым, поисковики были приятно удивлены привлечением к работе экспедиции так называемого «административного ресурса». К первому приезду поисковиков в январе месяце, тракторами к озеру была очищена дорога для проезда автотранспорта. Для работы на льду, были завезены необходимые пиломатериалы и дрова. Для водолазов, прямо рядом с вырубленной майной, постоянно дежурил хорошо прогретый УАЗик.

Так за несколько выездов в течение января – марта 2010 года, сводной экспедицией извлечены со дна озера различные конструкции самолета и редуктор мотора с одной лопастью. Воронка на дне озера, где находится «бронебочка» самолета с останками пилота становится все ближе и ближе, что дает возможность предположить, что в скором времени в мае 2010 года, на воинском мемориале в поселке Созоново Чагодощенского района Вологодской области появится еще одна памятная плита над могилой с фамилией Александра Николаевича Монетова. Параллельно полевой экспедиции в сети Интернет, на поисковом сайте Солдат.РУ, шли поиски родственников погибшего летчика. Благодаря многим участникам форума сегодня удалось разыскать родных и близких А.Н. Монетова. Так в городе Новочеркасске, на той же улице Кавказская с которой Александр Николаевич уходил на фронт, проживает племянница жена Монетова - Людмила Петровна Толстопятенко, которая и рассказала поисковикам, что жена летчика Феофания Георгиевна вместе с дочерью Ларисой, после войны переехали в Красный Сулин (Ростовская область).

Там, Феофания Георгиевна вышла замуж второй раз, но всю жизнь, до самой смерти искала сведения о первом муже. Дочь Александра Николаевича Монетова – Лариса Александровна Демьяненко сейчас проживает в городе Ростов-на-Дону.

Илья Прокофьев
председатель Фонда
поисковых отрядов
Ленинградской области



Приветствуем участников отчетно-выборной конференции.
О деятельности организационно-методического отдела ОМО «Объединение «Отечество» (Киселева Е.С.)
О деятельности межрегионального информационно-поискового центра (МИПЦ) (Салахиева М.Ю.)
Дневник “МАРША ПАМЯТИ - 2010” (Диля Гайнуллина)
Возвращая имена (Искандер Ясавеев)
Беспокойные сердца! (Ольга Ланцова)
На дне озера Черное (Прокофьев И.Г.)
История в деталях (Павел Ятвицкий)