Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№4 (64) Ноябрь 2007



Самолётная страда – 2007.

Вот и приближается к концу полевой поисковый сезон 2007 года. Он выдался очень богатым на интересные находки и открытия. Этому способствовали многие факторы. Мягкий климат зимы в начале года, дождливые лето и осень дали возможность поисковым отрядам отработать в ранее недоступных заболоченных местах падения сбитых советских самолетов. А еще стала приносить положительные результаты многолетняя работа по созданию информационной базы данных на «воздушных рабочих войны» - летчиков, штурманов и воздушных стрелков-радистов, погибших под Ленинградом. В течение нескольких лет, благодаря работе в архивах, многочисленными соратниками, коллегами и друзьями пополнялась эта база данных. Сегодня в ней насчитывается более 12 тысяч учетных карточек. Они включают в себя не только персональные данные на человека, но и обстоятельства гибели, воздушного боя и, самое главное, заводские номера моторов и самих самолетов, на которых вылетали в свой последний боевой вылет эти люди. Расширилась география поиска по всей области, в работу по поиску сбитых самолетов и установлению имен погибших авиаторов втянулось большее количество поисковых отрядов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К подъему обломков погибших самолетов все чаще стали привлекаться поисковые отряды из других регионов РФ, которые ежегодно приезжают в Ленинградскую область для участия в поисковых экспедициях. Так, к работавшим по «самолетной» тематике поисковым отрядам Ленинградской области «Форпост» (г.Кингисепп), «Авангард» (пос. Большой Сабск), «Небо Ленинграда», «Аверс» (г.Кириши), «Невский Пятачок» (пос. Невская Дубровка), «Любань» (г. Любань), «Беркут» (г. Никольское), «Поиск» (г.Выборг), «Высота» (г. Гатчина) в 2007 году присоединились «Ягуар» (пос. Нурма), «Красная Звезда» (г. Подпорожье), «Ораниенбаумский плацдарм» (г.Ломоносов), «4 армия» (г.Тихвин), «Зов» (г. Ивангород), «Патриот-2» (пос. Федоровское), «Витязь» (г.Луга), п/о из г. Светогорск. К отрядам из Санкт-Петербурга «Уголек», «Молодежный исторический фонд», «Рубин», «Высота», «Иван Сусанин», «Патриот», п/о Пушкинского Военного института радиоэлектроники космических войск, «Северо-Запад», «Святой Георгий» присоединились новые отряды: «Группа Безымянная», «Варяг-2», «Рискъ», «Имени 73 ОМСБр», «Карельский Вал». К постоянно принимающим участие в поиске сбитых самолетов отрядам из Новосибирска и Вологды — отряды из Тамбова и Уфы.

 

Первым радостным событием в 2007 году стало установление по документам ЦАМО РФ судьбы экипажа самолета ДБ-3ф, обнаруженного еще в далеком 1998 году в районе станции Погостье Кировского района Ленинградской области. Тогда, благодаря работе поисковых отрядов «МГиВ» из Новосибирска и питерского «МИФ», были обнаружены останки экипажа и установлены заводские номера самолета и моторов. Почти десять лет длился архивный поиск, который был затруднен тем, что найденный самолет, как оказалось, принадлежал дальнебомбардировочной авиации Ставки ВГК. Мы даже представить себе не могли, что найдем бомбардировщик, который для выполнения боевого задания вылетел с подмосковного аэродрома. 1.10.1941 года самолет ДБ-3ф (заводской номер 180719) вылетел в сторону Ленинграда, хотя в это время почти вся дивизия работала на Западном фронте. В экипаж погибшего бомбардировщика входили: летчик лейтенант С.С.Войтехов, штурман лейтенант П.И.Нохрин, воздушный стрелок-радист В.Ф.Телега и воздушный стрелок Н.П.Шлепин.

 

Формат данной обзорной статьи не дает возможности рассказать обо всех случаях и перипетиях поиска по установлению обстоятельств гибели самолетов и экипажей, о самых интересных историях расскажем в следующих номерах газеты.

 

В целом по Ленинградской области в течение года были обнаружены места падений 50 советских самолетов. Из них в 14 случаях были обнаружены останки членов экипажей и установлены их имена. В 20 случаях удалось обнаружить номера самолетов или моторов, по которым сейчас ведется архивных поиск с целью установления обстоятельства их гибели и судьбы экипажа, остальные самолеты ждут дополнительного обследования мест падений. Кроме того, в этом году на могилах погибших летчиков были установлены памятники и увековечены их имена.


Дочь штурмана С.Муляра Майя Степановна открывает
памятник погибшему экипажу Андреева - Муляра.

 

В пос. Большой Сабск Волосовского района увековечены имена двух членов экипажа самолета ДБ-3ф, погибших 10 августа 1941 года: летчика младшего лейтенанта Петра Андреева и штурмана старшего лейтенанта Степана Муляра. На открытии памятника присутствовала дочь штурмана, приехавшая на церемонию из Украины. В урочище Липовик Киришского района был установлен памятник погибшему 28 сентября 1941 года экипажу самолета Пе-2 и увековечены имена летчика сержанта Ксенофонтия Попова, штурмана лейтенанта Павла Симоненко, стрелка-радиста сержанта Хатыпа Хасанова. На церемонии открытия памятника присутствовали семьи летчика и штурмана самолета. В г. Любань, на воинском мемориале «Березовая Аллея» были увековечены имена погибших 11 февраля 1943 года членов экипажа самолета Пе-2 летчика младшего лейтенанта Ивана Филимошина и штурмана старшего лейтенанта Владимира Третьякова. В г. Выборг были увековечены на мемориале имена шести погибших авиаторов: младших лейтенантов Василия Гармаша и Ивана Солянова, старшего сержанта Гиляджи Алмакаева и гвардии рядового Николая Кирилина, погибших в июне 1944 года, штурмана самолета ДБ-3а старшего лейтенанта Демьяна Денисенко, погибшего во время советско-финской войны 21 декабря 1939 года, и летчика младшего лейтенанта Николая Ташлыкова, погибшего в 1944 году.

 

Илья Прокофьев,

Фонд поисковых отрядов Ленинградской области.

(Печатается с сокращениями).




Коренной перелом в истории войны.
Люди. События. Факты.
Знакомство с Советом детских организаций. Трошина Дина.
Экспедиция отличная от других. Котилевский С.С.
Марш Памяти 2007.
Дневник Зимника. Казань – Киров – Казань. Недорезов Михаил.
Самолётная страда – 2007. Илья Прокофьев.