Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№2 (62) Май 2007

«Режем лыжами шрамы ран...»

Слушая слова гимна «Снежного десанта» Казанского университета, я всегда представляла, как мои родители в студенческие годы ходили в зимние походы по местам боев:

Мы идем по следам войны,
Режем лыжами шрамы ран.
Здесь впивались в тело страны
Злые оводы в девять грамм.

В этом году и мне выпала возможность участвовать в лыжном походе по местам сражений в Ленинградской области.

Еще в декабре я узнала, что Центр по изучению военной истории и поисковый отряд «Ингрия» Санкт-Петербургского университета организовывают лыжный поход в честь Дня защитника Отечества. Такой поход проводится не в первый раз, в этом году его маршрут – от Невского Пятачка через урочище Арбузово до Синявинских высот.

О походе я сказала только нескольким знакомым – боялась сглазить, боялась, что просплю, например. Сказала Оле, первокурснице с моего факультета (кстати, она из Альметьевска), она позвала еще Катю, и мы решили ехать втроем.

Лыжи на лыжной базе университета нам сначала давать не хотели. Я сказала, что завтра такой-то поход. Они очень удивились, видимо, об этом походе вообще мало кто знал.

23-го февраля в половине седьмого утра я уже была готова ехать, сама удивилась, что так легко встала. Оделись мы с девчонками тепло, специально купили теплые перчатки и носки. На остановке встретили еще одну девочку, первокурсницу с химфака, она сказала, что видела еще двух парней с лыжами, которые пошли на электричку. Мы поехали на автобусе, такие лыжницы все из себя! Ольга всю дорогу в автобусе расспрашивала меня о походе, хотя я и сама-то в первый раз и ничего не знаю. В общем, мешала мне спать, а к 7 часам спать уже захотелось.

От метро «Рыбацкое», встретившись с остальными, мы поехали на автобусе до Невского пятачка, до памятника «Рубежный камень». Нас оказалось 27 лыжников. Евгений Васильевич Ильин, руководитель «Ингрии» и нашего похода, сказал: «Неожиданно много» (мои родители потом говорили: «А что так мало?»).

С сентября 1941-го по январь 1943 года на Невском пятачке, на этом небольшом кусочке левого берега Невы, велись беспрерывные кровопролитные бои в попытке прорыва блокады Ленинграда. Здесь войска Ленинградского фронта почти два года задерживали вражеские войска, не давая им продвинуться к городу. Полегли несколько сот тысяч советских бойцов, точных цифр, наверно, никто не знает. Сейчас их подвиг отмечен несколькими памятными знаками на плацдарме, здесь создана мемориальная зона.

На Пятачке мы возложили цветы, запустили первую ракету из ракетницы и пошли! Сначала спустились к Неве. Руководители нас предупредили, чтобы далеко на середину Невы не выходили, а то мало ли - лед хрупкий, а мне стало казаться, что там его местами вообще нет.

Когда-то давно, в 1997 году, я, маленькой, с семьей была на Невском Пятачке, поэтому в начале пути я смотрела на берег и пыталась узнать его, вспомнить, где именно у нас палатка стояла. Помню, что это было у дороги, которая к Неве спускалась. Дерево какое-то было, за которым мы с папой копали. Не помню совсем, что было на другом берегу, а сейчас там завод. И мне кажется, что на нашем берегу, на обрыве или недалеко от него, дома стояли, по-моему, даже в два ряда. А сейчас там ни одного домика нет. В общем, несмотря ни на что, мне показалось, что берег я узнала.

Мы шли по льду не у самого берега, я это поняла, когда лед треснул, по крайней мере, он издал звук, похожий на треск, и вроде бы даже дернулся. После этого я испугалась и дальше шла осторожнее, оглядываясь по сторонам. Погода была замечательная, вокруг красиво, температура с утра была минус 14. На Пятачке даже деревья были заснежены. По Неве было легко идти, в отличие от следующего этапа. Нам дорогу прокладывал Вадим, и один раз он нас собирался вывести на берег, когда берег еще не был очень крутым, но потом свернул обратно на Неву, а берег становился все круче и круче, и в конце концов, поднимаясь на берег, лыжи мы были вынуждены снять. Зато Оля, которая все жаловалась, что на альпинизме ее не берут в горы, полазила!

А ведь солдатам приходилось переходить Неву по разбитому бомбежкой льду, подниматься по этому занесенному глубоким снегом крутому берегу под постоянным обстрелом врага! Только небольшому числу атакующих удавалось закрепиться на берегу, для многих могилой стала река Нева.

Наш дальнейший путь проходил через поселок. На пластиковых лыжах идти было неудобно - мы шли по наезженной машинами дороге, это был сплошной лед, а еще дорога шла в гору. Горка была пологая, но мне и маленького наклона хватило. Если в начале я написала папе смску, как легко идти, то к моменту, когда поселок закончился и начался лес, я совершенно устала, у меня уже болели ноги и руки, и я хотела уже домой, хотя мы не прошли и половины. Меня обогнало уже много человек, я начала думать, не последней ли иду, потому что ни впереди, ни сзади никого видно не было. Вперед меня двигала только мысль, что вокруг все равно лес, и деваться некуда, и что в конце пути меня накормят. Остановка оказалась внезапной, вроде как посреди леса, вокруг были только воронки от бомб, лес и три тропинки. Оказалось, что я шла в середине: последние подошли только через полчаса. Мы все пообедали, пустили ракету, возложили цветы. Пошли дальше, до крестов. Около крестов пустили еще одну ракету и возложили цветы.

Я уже не стремилась быть первой, просто шла в свое удовольствие, шла не спеша, наслаждалась хорошей погодой. Мы увидели памятник, мне он понравился - в виде дерева, на макушке которого написано «Синявино».

Памятный знак на месте деревни Синявино.

Много страниц в истории битвы за Ленинград связано с Синявинскими высотами – единственной в этом районе возвышенностью. Именно в этом месте с сентября 1941 года в лесисто-болотистом районе Синявино развернулись кровопролитные сражения. Из пяти попыток прорыва блокады города четыре приходятся на этот многострадальный участок. Синявинские высоты оказались в руках врага и стали выгодным рубежом немецкой обороны. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но фашисты сумели удержать свои позиции на высотах. Лишь в сентябре советские войска овладели главной синявинской высотой, знаменитой 50,1. Многие годы на всей территории Синявинских высот, как и на Невском пятачке, поисковики ведут работу по захоронению непохороненных останков погибших бойцов.

Мы дошли до бивака. Там на березе висела табличка, на которой было написано «Тукай майданы», скорее всего здесь летом располагается лагерь одного из казанских отрядов.

Наша служба тыла - девчонки-дежурные - уже приготовили суп. Суп был очень вкусный. Потом мы пили чай с

тортом, пирожками, конфетами и глинтвейн.

Когда пришел автобус, выделенный ректоратом СПбГУ, я быстро собралась и пошла к нему, бежать я уже не могла - ног не чувствовала почти. Места занимала Оля. Но нам повезло больше всех – нас довезли прямо до студгородка!

Мне в походе очень понравилось. Евгений Васильевич говорил, что в первых числах мая для студентов будет организована автобусная экскурсия по этим местам, по музеям. Хотелось бы и туда съездить. И в следующем году я буду пытаться сагитировать своих друзей в лыжный поход до Синявино. Оле тоже очень понравилось, и она просила ее всегда предупреждать о подобных мероприятиях.

P.S. Оказалось, что мои родители в зимнем походе так ни разу не были на лыжах. У них были пешие переходы, тоже море впечатлений!

Римма Салахиева,

студентка 2 курса факультета ПМ-ПУ СПбГУ.

Поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны
События.
«Марш Памяти-2007» по районам республики
Открытие Республиканской «Вахты памяти - 2007». Екатерина Киселева.
Я помню. Отрывок из интервью Г.Койфмана с танкистом Ионом Лазаревичем Дегеном.
Будем знакомы. Военно-патриотический клуб «Наследие», г.Нижнекамск. Наталья Петрова.
Достучаться до сердец. Наталья Петрова.
«Режем лыжами шрамы ран...». Римма Салахиева.
Не ругайтесь никогда! Ренат Садыков.
«Я буду с тобой в воздухе, на земле и на воде…». Илья Прокофьев.