Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№2 (55) Май 2005

«Под стук колес и звон гитары...»

Цель зимнего похода «Марш Памяти» - знать и помнить. Только так можно обеспечить связь поколений, тех, кто в течение 1418 дней приближал этот светлый весенний день, и всех тех, кто считает 9 мая самым великим праздником. Пусть всех имен не назовем, но, по крайней мере, напомним, что солнце светит и растет трава именно благодаря ратному подвигу всех и каждого труженика Великой Отечественной. Наш народ не вправе забывать их.
Отрадно отметить, что мы не по великим датам ведем свою работу. Более 35 лет «Снежные десанты» Татарстана каждой зимой отправляются в Марши Памяти. Раньше они проходили по боевым путям частей и соединений, сформированных в годы войны на территории Поволжья. Ребята прошли почти все боевые регионы СССР, встречаясь с ветеранами войны, выступая перед школьниками и местными жителями, работали в архивах военных комиссариатов.
С 90-х годов зимние походы стали проводиться только по районам нашей республики. По заданию редакции Книги Памяти РТ «десантники» работали в райвоенкоматах, и, как и прежде, вели большую агитационно-пропагандистскую работу.
Старт зимних походов «Марш Памяти» 2005 года был дан 7 февраля, когда с помощью Комитета по делам молодежи и спорту администрации г.Казань был организован «Снежный десант» сразу трех агитбригад поисковых отрядов Казани и с.Столбище в Московскую область. Надо отметить, что это был первый за постперестроечные годы «зимник», выехавший за пределы родной республики. За 8 дней были пройдены города Клин, Подольск, Сергиев Посад и Волоколамск. Именно здесь начинали свой боевой путь части и соединения, сформированные в Татарстане. Вот так соединились традиции первых «Снежных десантов» и нынешнего поколения молодежи.

«…Под стук колес и звон гитары
Земля летела за окном.
Забыты наши семинары
Мы в измерении ином…»

И верно, как в словах этого гимна, с первого стука колес уходящего вдаль поезда все участники зимнего похода расстались с последними сомнениями.
Казань провожала нас падающими с неба хлопьями снега, напутственными словами друзей и песней у вагона.
Москва встретила пасмурным серым утром и сутолокой вокзалов. Заполнив вагон электрички и расчехлив гитары, мы создали серьезную конкуренцию бродячим музыкантам. Обилие энергии нашло выход в песнях. Можно сказать, были проведены первые неофициальные выступления, невольными слушателями которых стали пассажиры.
Тем временем в Сергиевом Посаде нас уже заждались. Встречал командир местного поискового отряда «Пересвет», мы должны были разместиться на базе их музея. И тут же отправили на первое выступление одну из агитбригад. Вопреки народному поверию про «первый блин», выступление прошло на ура.
Фронт работы оказался на удивление огромным. Карта города была испещрена пометками и схемами передвижения. За неполных полтора дня работы, предстояло провести 12 выступлений. Распределив между агитбригадами школы, наконец-то смогли отдохнуть, все-таки сказывалась дорога. Но, как оказалось, полчаса отдыха хватило практически всем. И до поздней ночи не стихали смех и песни.
Раннее утро, когда уходили на работу, обжигало морозцем. Изученный вчера по карте город стал уже знакомым.
Школа № 8 поразила нас музеем 16-й гвардейской стрелковой дивизии, которая формировалась в Сергиевом Посаде. Выступление прошло в музее, что очень помогло нам, так как сама обстановка настраивала аудиторию на серьезный лад. Нам было чему поучиться в организации музейного дела, что мы с радостью и сделали после выступления, засыпав вопросами руководителя - Ольгу Николаевну.
Школа №16 обрадовала нас музеем им.Карбышева, нам даже был вручен почетный знак «Юный Карбышевец».

На следующий день, отработав выступления, агитбригады собрались у Вечного огня. Это было первое наше возложение венков, оно же оказалось самым торжественным.
Город Клин. Что мы знали об этом городе? Практически ничего, кроме пивзавода, о нем, кстати, мы узнали более подробно в ходе экскурсии. Разместились со всеми удобствами, это, кстати, стало у нас традицией, с каждым городом условия размещения становились все более и более комфортней. Всего в Клину нашим отрядом было проведено 7 выступлений. Особенно запомнилось выступления в 1-й школе. Вместо положенных 40 минут выступление затянулось на час, нас просто засыпали вопросами! После выступления поисковый отряд «Память» организовал нам экскурсию на Клинский пивзавод, что стало для нас приятным сюрпризом. Вечер завершился праздничным ужином и баней. В день отъезда возложили венки на воинский мемориал. А сам город остался в памяти своими ярко-коричневыми цветами.
До Волоколамска вместо обещанных сорока минут дороги мы ехали около трёх часов! Город красивейший! Так как наш приезд совпал с выходными, то мы наконец-то смогли осмотреть хоть один город. Благо местные поисковики из отряда «Панфиловец» организовали нам экскурсии. Но, тем не менее, мы все-таки провели 3 выступления. Одно было на конкурсе военной песни, естественно, мы выступали вне конкурса. Наша агитка выступила в школе-интернате, где мы произвели настоящий фурор! Особенно среди маленьких воспитанников, которые после выступления просили дать им автографы и обещали писать письма. И, наконец, вечером было выступление перед местным военно-патриотическим клубом «Смелый». Побывали на месте легендарного боя 1941 года, у разъезда Дубосеково.
В Волоколамске также было проведено посвящение в поисковики. «Чайникам» предстояли нелегкие испытания, но могу с уверенностью сказать, что они преодолели все препятствия на отлично. После посвящения отметили середину похода - «экватор» и закончили все праздничной дискотекой.
Ранним утром уехали в Подольск, переезд был очень длинным, с целой кучей пересадок. Но зато в конце пути нас ждали удобства, от которых мы уже даже отвыкли: кровати, подушки, простыни и одеяла!
Всего в этом городе было 5 выступлений. Наша агитбригада работала в 2-х местах. В одной школе посетили музей пионерского движения, в другой – музей Подольских курсантов. Особенно запомнилось первое выступление в день приезда. Пришлось преодолеть немало трудностей. Особенно тяжелым было возвращение обратно в лагерь через поле, так как на улице поднялась сильная метель.
Последний день запомнился своей чехардой. С утра выступления в школах, работали до последнего момента, затем переезд электричкой до Москвы,и скорее на Красную площадь, чтобы успеть возложить цветы на могилу Неизвестного солдата, что стало итоговой точкой всего зимнего Марша Памяти.
Казань встречала улыбками друзей, пришедших нас встречать. Только одно омрачало наше возвращение домой - поход окончился, и настала пора снова возвращаться к суете повседневной жизни.
В этом «зимнике» мы все ощутили, что занимаемся на самом деле нужным делом. Когда во время выступлений видишь на глазах слушателей слезы – это ни с чем не сравнимое ощущение! Радость оттого, что еще кто-то задумался и стал осознавать весь ужас и трагизм минувших дней! После «зимника» осталось только одно желание – скорее бы в экспедицию! Скорее бы в очередной поход! Эта работа меняет отношение к прошлому, настоящему и будущему у тысяч людей. Ведь только наша агитбригада за этот «Марш Памяти» выступила перед аудиторией больше 1000 человек! А это значит, что еще тысяча людей по-новому взглянет на трагичные события той далекой войны. Напомнит, что существует история и память о героическом прошлом нашей страны.

Алексей Рытенков «Снежный десант» КГПУ

День первый
21 февраля в 11:00 в Парке Победы стартовал ставший уже традиционным зимний молодежный поход «Марш Памяти» по городам и районам Татарстана. По традиции к Вечному Огню были возложены цветы и прозвучал гимн «Снежного десанта». Вдохновленные напутственными словами представителей Министерства по делам молодежи и спорту РТ и ОМО «Объединение Отечество» мы отправились в дорогу, ведь путь нам предстоял неблизкий - первым пунктом похода был г. Менделеевск. Поскольку оказались мы там далеко за полдень, было запланировано только одно мероприятие - Вечер Памяти в доме детского творчества, где мы пообщались с ветеранами Великой Отечественной и Афганской войны, выступили с агитбригадой «Память», рассказали подробней о своей работе, показав ролик о «Долине Смерти».
После мы отправились в военно-патриотический клуб «Патриот», в котором нас разместили, здесь мы смогли подвести первые итоги похода на вечернем собрании, плавно перешедшем в вечер знакомств: в «Марше» участвовали как опытные - ребята из СПК «Отечество» и «Снежный десант» гимназии № 122, так и еще совсем «зеленые» - «Снежный десант» школы № 139 и поисковый отряд «Истина» школы № 170.

День второй.
Еще с утра был оглашен распорядок дня: агитбригадам предстояло три выступления. Свое боевое крещение прошла агитбригада школы № 139 с композицией «Дети блокадного Ленинграда». И, надо сказать, ребята дебютировали блестяще.
И вот мы уже на пути в Елабугу. По прибытии нас разместили на лыжной базе, в Волжско-Камском заповеднике. Место прекраснейшее, но любоваться природой времени не было: разместившись мы тронулись в путь. Нам предстояло посетить дом-музей И.И.Шишкина и выступить в молодежном центре «Кама», где публика приняла нас «крайне радушно»: мы выступали перед молодежью, которая пришла на дискотеку и была абсолютно не готова к такому серьезному, наполненному патриотическим духом выступлению. Мы наткнулись на большую, тупую стену непонимания, обстановка была очень напряженной. Но выступлением агитбригады и военными песнями нам удалось достучаться до их сердец. Мы преодолели эту «стену»!
День третий.
Удивительнейший день.
Для нас устроили обзорную экскурсию по Елабуге, мы посетили музей М.Цветаевой. Ну а после состоялось, наверное, самое памятное мероприятие «Марша» - выступление в детском доме. Именно здесь произошел третий дебют похода - впервые выступала агитбригада «Истины». Но программа была не только серьезной, мы устроили для ребятишек небольшой концерт. Как восторженно сияли эти детские глаза, полные счастья. Да мы и сами находились в таком восторге – какое счастье, подарить частичку души по-настоящему добрым, отзывчивым сердцам!
Впечатленные выступлением в детском доме, мы отправились дальше – в Мамадыш. Но в день 23 февраля нашей сильной половине пришлось преодолевать настоящие трудности. Выталкивать восемнадцатитонный автобус из снежного заноса – дело очень даже непростое, но для наших мужчин непреодолимых трудностей нет! Так, благополучно выбравшись из снежного плена, мы добрались до Мамадыша, где нас встречали с хлебом-солью и чак-чаком.
Радушно, тепло и дружески прошел вечер в РДК. Удивительно, что в районе, где ведут такую большую и плодотворную патриотическо-воспитательную работу, нет своего поискового отряда. Но искренне верится в то, что в скором времени он там появится!

День четвертый.
Казалось бы, «Марш» близится к завершению. А у нас дебют, четвертый. За всю историю существования агитбригад, впервые была поставлена композиция на татарском языке.
В этот день в Мамадыше мы поработали очень плодотворно, агитбригады выступали шесть раз. Но самое удивительное – школа в с.Таканыш. Здесь до сих пор есть пионеры – наследники Татарстана, музей Молодой Гвардии, а каждый класс носит имя Героя – молодогвардейца.
По прибытии в Сабинский район, нас разместили в зимнем лагере, на вечер выступлений запланировано не было, это у нас был «разгрузочный» вечер. Ну конечно, это как сказать - вечер предстоял как раз очень насыщенный:1) экватор; 2) посвящение в «чайники»; 3) перенесенные поздравления с 23 февраля. Концерт «чайников» был просто виртуозным!

День пятый.
Начался очень организованно, все агитбригады разъехались по различным населенным пунктам Сабинского района. Место встречи – Шеморданская школа (самая большая и современная в нашей республике), по которой нам устроили обзорную экскурсию. Гостеприимству и радушию сабинцев не было предела, но необходимо было двигаться в следующий и последний пункт назначения – Кукмор. Здесь предстояло выступление в РДК. Мероприятие было очень грамотно организованным. У всех остались только лучшие впечатления.
После всех официальных выступлений местный военно-спортивный клуб «Юный спасатель» (хорошо нам знакомый по Третьему слету ВПК, где они заняли 1 место! подготовил для нас спортивные эстафеты и состязания (где мы выиграли торт!). Так как это был наш последний походный вечер, он был прощальный, песенный…

День шестой (заключительный).
С утра обзорная экскурсия по поселку проходила параллельно с выступлением в школе. Традиционное возложение венков… Поскольку поселок находится рядом с железной дорогой, то в годы войны сюда привозили большое количество раненных. Умершим от ран в госпитале Кукмора установлен монумент. Вместе с участниками «Марша Памяти», представителями администрации, ветеранами на возложение пришли ученики местных школ.
После посещения Олуязского краеведческого музея нам предстояло последнее выступление перед учащимися Олуязской школы и встреча с нашими хорошими знакомыми – «Снежным десантом» профессионального лицея № 78 в с. Яныль. Нам был показан видеофильм об отряде. Всем стало очевидно то, как бережно и с любовью относятся к истории своего отряда в этом лицее.
Усталые, но безгранично довольные проделанной работой мы тронулись в путь – домой.

Фирдаус Хасанова СПК «Отечество».

Сердечно поздравляем Вас с праздником Победы!
Молитва памяти павших.
Навстречу 60-летию Победы.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают…
Музей Победы.
«Под стук колес и звон гитары...»
Моя первая экспедиция, или похождения енотов...
Прикосновение к светлой памяти.
Возвращение с Долины.
Казанцы в войне за освобождение Болгарии в 1877-88 гг.