Мы в соцсетях: Контакте

Газета "Отечество"

№3 (51) Июнь 2004

Дневник из «Долины смерти».

30 апреля 2004 года.

5.30 - проснулась, не выспалась, но деваться некуда - в 8.00 отправляется поезд в С.Петербург.
Наш руководитель Ирина Геннадьевна Ионенкова, Айрат, я и наши провожающие стояли у поезда и ждали отправления. И вот, наконец, в 8.00 мы в поезде. До свиданья! Мы в пути!

1 мая. В 10.25 мы наконец-то прибыли в Питер. Ура! Дождались! Но у нас еще целых 2 часа до электрички. Мы оставили наши рюкзаки на вокзале (кстати, по 15 кг. каждый) и пошли гулять по городу. «Ну, здравствуй, Питер!» - пришла мне в голову строчка из песни Юлии Михальчик. В 12.35 мы сели на электричку и поехали в Любань. Всю дорогу хотелось спать. Наконец, добрались до станции, где уже ждала машина. Нас довезли до места, откуда мы должны были идти в лагерь. Да, было нелегко нести огромные рюкзаки. Но, к счастью, нам помогали старшие поисковики, которые приехали с нами. Мы в лагере! Нас встретили бивуак, костер, палатки и трое ребят - дежурных. Мы с ними познакомились, попили чай и пошли ставить палатку. Вечером отряд вернулся с работы. Сапоги, сырая одежда - нелегко нам тут будет. Но уже ничего не изменить, так что придется немножко попотеть!

2 мая. Подъем в 7.30. Было очень тяжело вставать, ведь я всю ночь не спала - было холодно. В следующий раз оденемся потеплее. Мы сели завтракать. Больше всего меня поразило то, что посуду моют в речке с желтой водой. Да и для чая, для варки используют именно ее. Другой не имеется. Позавтракав, надев рабочую одежду и взяв инструменты, мы пошли на работу. Я думала, что умру по дороге. Идти 5,5 км, да еще по такой дороге: болото, грязь по колено. Для меня самым смешным был переход через речку по бревну. Все по нему прошлись, а я от страха села на бревно и стала перебираться по нему сидя. Все надо мной посмеялись. Ну и ладно, главное - вышла сухая на другую сторону и пошла дальше.

И вот, наконец-то, мы добрались до места работы. Меня поставили на раскоп с ребятами из Ижевского объединения «Долг». Я начала снимать дерн, и откопала свою первую находку - берцовую кость. Как мне было тяжело! Не столько физически, сколько психологически. Мысленно представлялась война, тысячи солдат и трупы, множество трупов. Крики, грохот, выстрелы, взрывы… Тяжело, очень тяжело не заплакать, держа в руках останки солдата. Ведь это был человек. И вот он лежит здесь, забытый, как будто никому не нужный, а ведь у него были близкие люди, которые ждали, молились за него.

Но перед мокрыми от слез глазами снова кости, просто кости. Весь день я плакала, весь день меня не покидали мысли о войне, о 42-м, о погибших солдатах. Пришла в себя только вечером, когда вернулись с раскопа. «Нет, - думала, - я так не смогу». Это не мое, это не для меня. С ужасом представляла, что еще 10 дней придется смотреть на останки погибших солдат. Нет, так нельзя.

3 мая. Эта ночь прошла тоже не очень хорошо, я слегка замерзла. Ну да ладно. Идя на работу, я начала себя успокаивать. Да, именно тогда я поняла, что наша работа - дело нужное. Ведь мы поднимаем тела воинов, забытых людьми, считавшихся пропавшими без вести. Все-таки то, что мы делаем - это благое дело. Ведь мы помогаем найти родственников солдат, мы хороним их так, как они должны были быть захоронены. Они не должны лежать в земле под корнями деревьев.

В этот день я нашла котелок, несколько патронов и останки солдата. Тогда у меня были странные чувства, не знаю, почему. Но в душе я понимала, что эта находка необходима, я даже почувствовала гордость.

Работу мы закончили в 18.00. Я начала привыкать к дороге и легче ее переносить. Пришла в лагерь, довольная собой, своей работой, я была действительно рада. Вечером мы сидели у костра, пили чай, пели песни под гитару. Легли спать только в 5-м часу утра.

4 мая. Поздравьте меня - ночь прошла хорошо, я впервые выспалась и нисколько не замерзла! И еще, сегодня был выходной, и у коменданта нашего лагеря Фаиля Фаизовича Ибрагимова был день рождения. Еще в этот день проводили посвящение в поисковики. Встав утром, мы поздравили Фаиля Фаизовича, позавтракали и поехали в Зенино. Там стояли еще несколько отрядов, в том числе отряды «Разведка» и «Снежный десант КГПУ» из Казани. Нас повели на поляну, где была полоса препятствий. Первое задание - проползти под веревками. Сколько раз ты заденешь веревку, столько раз и отжимаешься. Затем мы определяли азимут по компасу. Следующее испытание - пройти по качающемуся бревну, а потом - переноска «раненого» на носилках. Наша команда пришла третьей из одиннадцати. После было само посвящение. Я не буду рассказывать, как оно происходило, потому что тем, кто это читает, возможно, придется самим посвящаться. Потом был вечер военно-патриотической песни, где поисковые отряды рассказывали о себе.

5 мая. Меня оставили дежурить. Надо было заготовить дрова на все оставшиеся дни экспедиции. На дежурстве работать было легче, чем на раскопе.

7 мая. Дежурные проспали. Мы вышли на работу поздно. Но хмурые тучи рассеял луч света - нашли медальон. Медальон - как паспорт, в нем хранится информация о владельце. Радостные мы пошли домой - еще один неизвестный солдат стал известным.

9 мая. Был последний день работы. Работы было очень много, но времени не хватило. Когда уже стемнело, наш отряд с двумя соседними вышли на поляну и разожгли большой костер, который был высотой 5 метров. Весь вечер и ночь мы провели у костра, с гитарой.

10 мая - день захоронения. Встали рано утром, собрали вещи, сложили палатки и наспех позавтракали. Потом поехали на кладбище. Очень торжественно проходило захоронение. В митинге принимали участие руководители экспедиции, представители администрации, бойцы поисковых отрядов, родственники бойца, у которого нашли медальон, священник. После минуты молчания ребята укладывали гробы в могилу.

11 мая. Мы быстро собрались, сели в машины и поехали на станцию Любань, оттуда на электричке в Питер. У каждого отряда поезда были в разное время, очень трудно было расставаться с «ижевцами», с которыми мы стояли в одном лагере, с «вологодцами». Нам повезло, наш поезд уходил первым, и поэтому все пришли нас провожать. Мы сели в вагон, погрустили, улеглись спать, так как в последние ночи не высыпались.

Фатыхов Айрат
Баранова Света
бойцы «Снежного десанта»
школы №139, г.Казань

22 июня День памяти и скорби...
План организации деятельности профильных смен в оздоровительных стационарных и палаточных лагерях в летний период 2004 года при участии ОМО «Объединение «Отечество».
События. Люди. Факты.
Благодарственное письмо.
Обращение Совета ОМО «Объединение «Отечество» РТ к участникам поискового движения Татарстана.
Памяти земляка.
Результаты поисковых экспедиций - весна 2004 г.
Дневник из «Долины смерти».
Наши во Франции (Париж - Мормант 2004).
Речь погибшего летчика.
Летопись нашей истории.
Один бой в феврале.
Уберечь мир - в наших силах.